?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Берлин, Остров музеев

И третья статья того же автора Олега Паталая из газеты "Русский Берлин"("Русская Германия"). В ней, правда, есть немного того, что не относится к музейной теме, а скорее к "оживляжу".


Пергамский музей: о чём умалчивают гиды
Приближаясь к величественному зданию Пергамского музея в Берлине, внимательный посетитель заметит, что колосс из серого камня как бы возвышается над улицей Купферграбен, подчёркивая свою значительность и суетность современного мира. От улицы он отделён рекой Шпрее. Это создаёт неповторимую атмосферу мрачной романтичности одного из самых значительных музеев, созданных человечеством.


Ангела и Нефертити

Внутри Пергамский музей напоминает античный город (он и создавался как музей древней архитектуры с возведёнными настоящими зданиями из давно ушедших эпох), а посетители со всех уголков мира – странников или паломников. Кого тут только не встретишь! Запросто можно столкнуться и со знаменитостями, знакомыми обычно только по сообщениям в газетах и телевизионных репортажах. В разное время здесь побывали Йошка Фишер (Joschka Fischer), Василий Лановой, Борис Гребенщиков, Том Хэнкс (Tom Hanks), Виктор Янукович, Рон Перлман (Ron Perlman), Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) и многие другие. Петер Шоль-Латур (Peter Scholl-Latour) снимал свои репортажи во время второй войны в Персидском заливе на фоне ворот богини Иштар, комментируя случившееся историческими параллелями. Устало брёл выкурить очередную сигарету, обдумывая ответы журналистам, убелённый сединами мудрый Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt). Часто в Большом зале, сидя на ступенях Пергамского алтаря, в отсутствие посетителей, встречался с корреспондентами Рихард фон Вайцзеккер (Richard Karl Freiherr von Weizsäcker). Инго Саррацин (Ingo Sarrazin) с саркастической ухмылкой измерял шагами большую лестницу алтаря, словно проверяя подлинность данных из официальных описаний. Бывший помощник Михаила Горбачёва Валентин Фалин обменивался документами с неизвестным, то и дело оглядываясь по сторонам.

В начале июня 2002 года зал Пергамского алтаря превратился в политическую арену: музей заняло несколько десятков греческих демонстрантов, требовавших у правительства Германии компенсации за массовое убийство эсэсовцами жителей деревни Дистомо (Distomo) 10 июня 1944 года.

Не обошлось и без скандалов и курьёзов. Однажды, сопровождая представителей прессы, один из сотрудников охраны на просьбу показать что-нибудь «эдакое», недолго думая повёл газетчиков на крышу музея исламского искусства и показал «по секрету» журналистам камеру видеонаблюдения, с помощью которой скучающие вахтёры пытались заглянуть в окна квартиры Ангелы Меркель (Angela Merkel) на Купферграбен. На следующий день берлинские газеты вышли с аншлагами на титульных страницах: «Охрана Пергамского музея заглядывает в спальню федерального канцлера». А вот сама федеральный канцлер среди посетителей «Пергамона» замечена не была. Единственный раз Ангела Меркель появилась в большом зале Пергамского алтаря в октябре 2009 года, на торжествах по случаю открытия восстановленного Нового музея и затем долго позировала фотографам у бюста царицы Египта Нефертити, как бы подчёркивая собственную значимость для истории человечества. Однажды музей посетил министр финансов в правительстве Герхарда Шрёдера Ханс Айхель (Hans Eiсhel). Дело было в один из четвергов, зимой 2005 года, когда за вход вечером не нужно было платить, но вход на выставку из итальянского Геркуланума (Die lezten Stunden von Herkulaneum), античного города, погребённого при извержении вулкана, был всё же платным. Узнав об этом, главный финансист страны вернулся на полпути со словами: «Мы посетим её в следующий раз». Больше его в музее не видели.

При съёмках блокбастера «Александр» голливудские декораторы исследовали ворота богини Иштар и вавилонскую улицу Процессий. Режиссёр Оливер Стоун (Oliver Stone) задумчиво прохаживался вдоль стен с «львиными» рельефами, видевшими Александра Великого, торжественно въезжавшего в Вавилон в сопровождении военачальников. Реконструкцией этих шедевров можно было любоваться в захватывающих эпизодах его фильма.

На вечерних приёмах для избранных выступали хореограф Ясмин Табатай (Jasmin Tabatai) и известная эротическая танцовщица в стиле бурлеск Дита фон Тиз (Dita von Teese). Весной 2004 года молодые актёры изумили зрителей инсценировкой спектакля из жизни Древней Греции, а этим летом режиссёр Эльмар Гёрден (Elmar Goerden) обещал поставить с труппой театра им. Горького «Илиаду» и «Одиссею» в большом зале алтаря. 



Маленькие тайны, недоступные посетителям

В цокольном этаже и подземелье, которое сродни лабиринту Минотавра, расположены хранилища и реставрационные мастерские. Доступ в них строго ограничен. Помещения обеспечены сложной системой новейшей электронной сигнализации. После того как последний посетитель покинет музей, помещения пронзает множество невидимых лучей. И оберегать есть что: в выставочных залах нашла своё место лишь двадцатая часть экспонатов. До недавнего времени так называемая коллекция этрусков, народа, населявшего Италию задолго до римлян, находилась в хранилищах Пергамского музея, сейчас, во всём блеске, она украшает залы Старого музея, расположенного по соседству.

Начало собранию античности мирового значения под крышей Пергамского музея было положено приобретением в 1884 году большого числа античных скульптур, прежде входивших в знаменитую коллекцию российского посла в Германии графа Александра Сабурова. Коллекция, собранная Сабуровым в Греции, имеет мировое значение.

В хранилищах находится самая значительная в мире коллекция античных ваз и кубков: девять тысяч ваз и три тысячи кубков. А также шесть тысяч пятьсот терракотовых статуэток. Несколько берлинских терракотовых статуэток пару лет назад были временно выставлены в одном из музеев Москвы. Остальные несколько тысяч, возможно, ждут своего часа.

Кроме знаменитых терракот, в специальных ящиках хранится 1700 масляных ламп из Греции, Рима и Карфагена. Всё это невозможно разместить в имеющихся помещениях и выходом стали временные выставки, чередующиеся одна за другой в так называемом «антиквариуме», залах на втором этаже северного флигеля.

В реставрационных мастерских идёт каждодневная сложная работа. Порой приходится исправлять то, что во времена ГДР было отреставрировано неправильно или «исправлено», исходя из идеологических соображений. Например, известное изображение резвящихся сатиров. Эротические сцены были табу, и экспонаты с ними просто не выставлялись залах.

За обычной дверью, отделяющей ничего не подозревающих туристов, суетящихся в гардеробе, начинается хранилище. Здесь десятилетиями ждали своего часа находки из Египта, выставленные теперь в залах Нового музея, и разбитые взрывом авиабомбы экспонаты знаменитой базальтовой коллекции дипломата и археолога Макса фон Оппенгейма (Max von Oppenheim). Некоторые из них, восстановленные из щебня, уже демонстрируются во временной выставке в северном флигеле музея. Пятьдесят лет пролежала она в ящиках, забытая почти всеми. Только в начале девяностых, после объединения, при наведении порядка в хранилищах, коллекцию всё же удалось отыскать. «Это были раскопки в собственном доме», – смеётся директор музея Передней Азии, доктор Беате Салье (Beate Salje).

Наиболее значительное из десяти хранилищ музея Передней Азии расположено прямо под вавилонской улицей Процессий. С начала 30-х годов ничего в нём не менялось. Первый директор музея Вальтер Андрэ (Walter Andrae) (1875 – 1956) был поклонником антропософных взглядов знаменитого швейцарского основателя вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера. В начале Второй мировой войны, когда особо ценные экспонаты берлинских музеев были спрятаны в бункере зоологического сада и монетном дворе, Вальтер Андрэ настоял, чтобы все экспонаты его музея остались на своих местах. Он верил, что посланцы древнейшей на Земле месопотамской цивилизации оберегут сами себя. Шкафы в главном хранилище окрасили в голубой цвет: согласно взглядам антропософов, голубой – символ спокойствия и безопасности. И действительно, по счастливой случайности или по воле богов, авиабомбы союзной авиации пощадили экспонаты из Междуречья. Однако против мародёров заклинания жрецов Халдеи оказались бессильными, и в первые послевоенные недели два хранилища из десяти были разграблены. Во время войны на Пергамский музей упали три бомбы: одна перед алтарём Зевса, другая повредила рыночные ворота из Милета, а третья разрушила правую часть фасада дворца Мшатта в музее исламского искусства. Через отверстие в полу со второго этажа можно было видеть улицу Процессий.

Само соприкосновение с тысячелетней историей создаёт особую, несколько мистическую атмосферу. Здесь иногда появляется в ярко-красном головном уборе, напоминающем шапку халдейских жрецов Древнего Вавилона, один из учёных, всю жизнь посвятивших изучению истории Месопотамии.

Что принесла реставрация?

Огромное значение имела первая фаза реставрации Милетских ворот, проведённая в 2005 – 2008 годах. При их возведении в 20-е годы применили стальной «скелет», со временем проржавевший. Кроме того, во время войны в них попала бомба. Сразу после войны, в конце 40-х – начале 50-х, удовлетворились скорым ремонтом. И лишь когда в девяностые годы были обнаружены трещины, решили произвести полную реставрацию. Колонны ворот были просверлены изнутри. Частичный демонтаж циклопического сооружения произвели, не закрывая музей, на глазах посетителей спуская каменные блоки весом в две тонны с 16-метровой высоты.

Это захватывающее зрелище могли наблюдать и ведущие немецкие политики. Летом 2006 года на легендарные ворота, найденные археологом Теодором Вигандом (Theodor Wiegand) в Турции в 1903 году, надев строительный шлем взбирался тогдашний премьер-министр земли Гессен Рональд Кох (Ronald Koch). Их неоднократно посещал бургомистр столицы Клаус Воверайт (Klaus Wowereit), бывший канцлер Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) и бывший федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер, активно интересующийся жизнью берлинских музеев. Частыми гостями в Милетском зале были послы ведущих держав, корреспонденты мировых изданий, многие высокопоставленные гости Берлина. Перед дыханием тысячелетий все они становились обычными, полными восхищения посетителями. И кто сегодня поверит, что в начале прошлого века на тему значимости ворот как музейного экспоната разгорелась нешуточная дискуссия? Некоторые считали, что это сооружение времён упадка Римской империи недостойно чести занять место в Пергамском музее.

Символично или по иронии судьбы экспонаты Музея исламского искусства занимают залы северного флигеля, изначально предназначавшиеся для Немецкого (Германского) музея, запланированного по настоянию последнего кайзера Вильгельма Второго как бы в пику Британскому музею. Коллекция ковров и текстиля, хранящаяся здесь, – одна из интереснейших в Европе. Она насчитывает тысячу двести ковров и других изделий. При музее работает собственная реставрационная химчистка со специальными мелкими ваннами площадью в сорок квадратных метров для стирки драгоценных ковров и швейная мастерская, в которой ремонтируются «текстильные» экспонаты. Накопленным в Берлине опытом обработки и консервации особо ценных старинных экспонатов пользуются мастера ковроткачества из Турции и Ирана. Славится музей также коллекцией коранов и так называемых могольских альбомов, иллюстрированных жанровыми сценками из жизни высших слоёв могольской Индии, мотивами охоты, пикников, чтения стихов, эротических сцен. Книги иногда выставляются в затемнённых помещениях, чтобы избежать вредного воздействия прямых солнечных лучей. Они иллюстрированы при помощи изумительной синей и золотой красок. Эти цвета получены из размолотой в тонкую пудру ляпис-лазури и настоящего золота.

Центральным пунктом музея исламского искусства является фасад зимней резиденции халифа Валида 743 года нашей эры из Иордании. Последний турецкий султан Абдул-Хамид преподнёс его кайзеру Вильгельму II в подарок. Сегодня руины самого замка находятся на территории аэропорта Амман, и их судьба, в контексте последних политических событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, внушает немалую тревогу, как и судьба всех исторических и культурных ценностей, находящихся на этих территориях.

Многое из того, что приписывают достижениям «исламской культуры», на самом деле является культурным и научным наследием эллинизма, культивируемым при дворах светских властителей Востока и состоятельных горожан, часто втайне от мусульманских священнослужителей. В городах Ближнего Востока ещё долго после арабского завоевания было сильно культурное влияние восточного христианства и иудаизма, ставших хранителями научных знаний и культурной традиции античности. Ярким примером является знаменитая комната из Алеппо (Сирия), находившаяся в доме христианского купца Исы бен Бутроса, (прибл. 1600 г.).

В прекрасную роспись деревянных панелей мастерски вписаны библейские сюжеты с надписями на арабском языке. Чтобы не привлекать внимание случайных посетителей, они интегрированы в чудесный орнамент.

В реставрации и перестройке всего Острова музеев участвуют более ста фирм (летом 2003 года Пергамон-музей был закрыт, проржавевшие конструкции крыши грозили обрушиться), а начались эти работы ещё в 1993 году, реставрацией малого фриза Телефоса знаменитым мюнхенским маэстро Сильвано Бертолином (Silvano Bertolin). А три года спустя при участии Музея изящных искусств в Сан-Франциско и Метрополитен-музея из Нью-Йорка малый фриз, повествующий о жизни мифического основателя Пергама, отправился в США в рамках большой выставки эллинистического искусства. С апреля по сентябрь 1996 года один из центральных экспонатов Острова музеев собрал в Нью-Йорке и Сан-Франциско более 380 тысяч посетителей.

Пергамский музей, в числе других музеев острова, признан в 1999 году культурным наследием ЮНЕСКО. На его переустройство выделено 350 миллионов евро, и осенью уже можно будет любоваться виртуальным городом Пергамом (Пергамоном). Главной достопримечательностью выставки станет 360-градусная анимированная панорама античного города. Проект осуществили сотрудники музея совместно с Немецким археологическим институтом.

По словам генерального директора берлинских музеев, профессора Михаэля Айсенхауэра (Michael Eissenhauer), панорама раскинется на 103 метра в длину и 24 метра в высоту и расположится в круглом павильоне во дворе Пергамского музея. Кроме того, посетителям предоставят возможность ознакомиться с более чем пятьюстами неизвестными публике экспонатами, найденными в разные годы на раскопках древнего Пергама. Организаторы рассчитывают на 1,8 млн. посетителей. История одного из значительнейших музеев, созданных человечеством восемьдесят девять лет назад, продолжается и готовит много интересных открытий.



Олег Паталай

№ 29, 2011. Дата публикации: 22.07.2011