?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry














Карл Шинкель, Кони Клодта, Каслинский завод

В Берлине сегодня можно встретить некоторые штрихи взаимного обмена с Петербургом в эти наиболее дружественные годы.

Вы вступаете на Дворцовый мост в Берлине и вдруг видите, что решётки моста чем-то вам мучительно знакомы. Да-да , да конечно, такие же решётки на Аничковом мосту в Петербурге. История такова. Этот Дворцовый мост (Schloßbrücke) первоначально назывался Собачьим. Собачий потому, что на мосту собирались господа для охоты с собаками в охотничьих угодьях сразу за Бранденбургскими воротами,т.е. в Тиргартене (Tier-зверь, Garten-сад). С течением времени , с созданием парадного бульвара Unter-den-Linden появилась потребность в новом соответствующем оформлении моста.

В Берлине в то время работал знаменитый архитектор и скульптор Карл Шинкель. Для Берлина этот человек значил примерно тоже, что Карл Росси для Петербурга. Т.е. он был законодателем архитектурной моды. Как раз в этот период в архитектуре властвовал классический стиль и начинался некий переход к неоготике, необарокко, и т.д..

Шинкель много строил в Берлине и не только. Сумел он построить и Готическую часовню в парке Александрия в Петергофе.И парк назван по имени Императрицы («Собственная дача Александрия её Императорского Величества»). А в Берлине, из сохранившихся построек, он был автором Старого музея (Alte Museum), Neue Wache, Schauspielhaus, Friedrichwerdekirche, Шарлотенхоф в парке Сан-Суси и много ещё в разных местах. Влияние Шинкеля в Берлине, а Росси в Петербурге было столь велико, что и по сию пору оно определяет особый стиль исторических их частей. В Петербурге советского периода, например, здание станции метро «Кировский завод» будто точно срисован с Neue Wache в Берлине.

Шинкель создал проект нового моста и украсил его группами аллегорических сюжетов на древнегреческие темы, изготовленные из каррерского мрамора. Если рассматривать скульптуры, то каждая из них несёт определённый смысл. Вот Богиня войны обещает воину славу и победу, а вот Богиня мира призывает к миру и поддерживает уже раненного или погибшего воина. Сюжеты, наверно, определялись тем, что рядом находится здание Арсенала (Zeughaus).

Решётки моста выполнены по рисункам того же Шинкеля. На решётках то морские коньки с трезубцем, то сирены. В промежутках тритоны.

Примерно, через 20 лет в Петербурге приступили к перестройке Аничкова моста. Для украшения использовали уже частично готовые скульптурные группы под общим названием «Укрощение коня» работы барона Клодта.

По первоначальному проекту скульптуры хотели установить на набережной Невы у Академии художеств.Дело затянулось, на набережной поставили сфинксов, а Кони Клодта получили место по четырём углам нового Аничкова моста. Дальше история изготовления и установки растянулась на целых десять лет. В промежутке две группы подарили в Берлин и там установили их на почётное место перед порталом №4 Королевского дворца ( копию этого портала теперь можно видеть, встроенную в фасад здания бывшего Госсовета ГДР). Подарок русского царя своему тестю сохранился и теперь стоит в довольно непрезентабельном виде перед зданием бывшего суда, затем контрольной комиссии союзных войск в Кляйст-парке(Прим. смотри дополнительный пост).

Другие две группы дарились Неаполитанскому королю.

А решётки для Аничкова моста изготовили по рисункам Шинкеля, тем же, что и для Берлина, на Каслинском заводе( рисунки были те же, а размеры чуть отличались). Шинкель очень много занимался чугунным литьём и на Каслинском заводе с той поры производили множество художественных изделий из чугуна: стулья, скамейки, столы, посуду, фигурки и т.д. Заслуги Шинкеля в деле обучения каслинцев художественному литью особо отмечены в описании истории завода. Каслинцы оказались способными учениками и производят превосходные тонкие , изящные изделия. Особенно, славятся малые скульптуры.

Во время второй мировой войны скульптуры и в Берлине, и в Петербурге закопали и таким образом сохранили.

Решёткам досталось. На Аничковом мосту разорвалась 350-килограммовая бомба. Большая часть решётки погибла. Берлинской решётке тоже досталось. Один пострадавший элемент («тритон») выставлен чуть в стороне на краю Lustgarten.
...........................
Карл Шинкель..............................................Карло Росси

Готическая часовня              Скульптуры Клодта в Берлине
в Петергофе............................................................................................
  Решётка Schloßbrücke в Берлине
.....................
   ................................Изделия Каслинского завода


Дополнительно об "Укротителях коней" барона Клодта:
Скульптуры барона Клодта в Берлине



Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
22sobaki
24 авг, 2010 18:02 (UTC)
Очень интересно, спасибо.
tasha_k
24 авг, 2010 19:43 (UTC)
ужасно интересно! спасибо!
boris_kokotov
25 авг, 2010 15:28 (UTC)
и мне было очень интересно
babs71
25 авг, 2010 06:50 (UTC)
>По первоначальному проекту скульптуры хотели установить на набережной Невы. Клодт долго ходил, присматривался и пришёл к выводу, что предлагаемый выриант установки у воды для его скульптур не подходит

ИМХО, вы немного путаете. Кони клодта действительно предоплагалось ставить у Невы в рамках проекта пристани Академии Художеств, созданной К. Тоном. Однако, поскольку в Питер прибыли сфинксы, было решено заменить коней на сфинксов, а "освободившиеся" кони и отправились на Аничков мост.
boris_kokotov
25 авг, 2010 15:10 (UTC)
Кони Клодта
ОК! Спасибо, принимаю. Внесу поправку.
igorjasha
15 авг, 2011 07:51 (UTC)
Какой дотошный дяденька в кепке.
У него, наверное, и маузер имеется.
Осторожно, пальнуть может если что не так...
olga_brandt
17 окт, 2011 12:40 (UTC)
Кони Клодта
Уважаемый Борис. Увидела Ваши фоторгафии коней Клодта.
Дело в том, что фотографии эти довольно старые.
Не могли бы вы подсказать какого они года?
Я тоже живу в Берлине. Буквально недавно я фотографировала эти скульптуры. Так вот на них появились, очевидно после реставрации, некоторые новые детали. Кстати и сами скульптуры выглядят сейчас гораздо презентабельнее, я бы сказала.
Спасибо за инересную информацию.
Ольга Брандт.

boris_kokotov
17 окт, 2011 17:34 (UTC)
Re: Кони Клодта
РАД ПРИВЕТСТВОВАТЬ ЗЕМЛЯЧКУ!
Эти фото я делал сам в году 94 или 95ом. Аппарат у меня весьма скверный был тогда, да и сейчас не лучше,но я решил, что я не альбом делаю, а рассказываю о Берлине. Да, я читал, что эти скульптуры прошли реставрацию.
Вы говорите, что там появились новые детали. Спасибо, пойду посмотрю.
Это хорошо, что Вы так внимательны.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )