?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Берлин, М.И. Глинка

25 октября 2018 г. 11:47 / Берлин
В Берлине поставят памятник русскому композитору Глинке

Намедни заглянули мы в "Русский дом", что на Фридрихсштрассе и увидели в вестибюле скульптуру. Кому? Композитору М.И. Глинке. Тут я вспомнил, что читал же об этом и, конечно, сфотографировал ( не очень удачно, но в инете эту работу скульптора Александра Таратынова нигде не нашёл):



Презентация скульптурного изображения Михаила Глинки прошла в Русском доме науки и культуры в Берлине 24 октября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Презентация скульптурного изображения приурочена к 185-летию первого визита Глинки в Берлин. Скульптура станет полноценным памятником первому послу русской музыки в Европе. Автором памятника является художник Александр Таратынов. Организаторами установки памятника Глинки в Берлине выступили Координационной совет соотечественников Берлин — Бранденбург и общество Глинки, при поддержке Россотрудничества.
После презентации всех собравшихся пригласили на концерт, посвященный творчеству Михаила Глинки. На концерте выступила оперная певица Надежда Колесникова, которая исполнила романс Антониды из оперы «Иван Сусанин» и песню «Люблю тебя, милая роза», а также несколько произведений Римского-Корсакова. В концерте также принял участие коллектив иностранных студентов музыкального института имени Ганнса Айслера в Берлине под руководством Марии Урбанович, которые исполняли на русском языке русские песни. Дмитрий Драгилев исполнил джазовую импровизацию на тему Глинки «Жаворонок».
Напомним, Михаил Глинка неоднократно приезжал в Берлин, здесь скончался и был первоначально захоронен. В одном из своих писем Глинка писал: «Мне здесь приходится так по душе, что и высказать не могу». На немецком остались его слова «Здесь я дома» («Hier bin ich zuhause»). В ГДР одна из центральных улиц Берлина была названа в честь Глинки — Глинкаштрассе. Глинка считается отцом русской классической музыки, именно ему принадлежит первая национальная опера «Иван Сусанин».

И я о М.И. Глинке писал:https://boris-kokotov.livejournal.com/27442.html  Глинка, Тургенев, Белинский
И когда рассказывал о Русском кладбище:https://boris-kokotov.livejournal.com/2012/04/26/

А ещё в инете увидел прекрасную статью  о композиторе Глинке в Берлине автора Ильи Дубинского (того самого, что создал огромный труд " Памятники знаменитым евреям"
Статья называется:

По следам Глинки в Берлине

Автор: Илья Дубинский

В номере: 05 (119) май 2011 "Neue Zeiten"
Как же мало мы еще знаем о культурных связях двух стран, ставших нашей судьбой – России и Германии. Великий русский композитор М.И. Глинка. Кто не слышал этого имени? Кто не знает опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»? А теперь поставлю вопрос по-другому. Кто знает о роли Германии в жизни композитора? А Глинка бывал только в Берлине пять раз, где провел в общей сложности 480 дней, то есть почти полтора года.
«Hier bin ich zuhause» (Здесь я дома)
И я не знал об этом. Лишь роясь в интернете при подготовке статьи о Ф. Листе, наткнулся на сведения о пребывании М. Глинки в Берлине. Заинтересовало. Начал искать дальше и узнал много для себя нового. Пройдем же вместе по следам русского композитора в Берлине.
Глинка любил этот город. В письме в Санкт-Петербург он писал о пребывании в прусской столице: «Мне здесь приходится так по душе, что и высказать не могу». И еще говорил друзьям: «Hier bin ich zuhause» (Здесь я дома).
Впервые Глинка приехал в Берлин в октябре 1833 года, возвращаясь в Россию из Италии. Тогда ему было 29 лет. Это сейчас до 27 молодежь все еще получает «детские деньги», и некоторые так и относят себя к этой возрастной группе. А в начале XIX века 29 лет – вполне зрелый возраст, и наш герой ему определенно соответствовал.
Родился Михаил Иванович Глинка 1 июня 1804 года в родовом имении смоленских помещиков – селе Новоспасском. Музыкальной композицией занялся в 18 лет по окончании Благородного пансиона. Уже в ранние годы им написаны популярные по сей день романсы «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина, «Не искушай меня без нужды» на текст Е.А. Баратынского. Он «с постоянным и глубоким напряжением ищет себя в музыке», работает над оркестровыми произведениями, струнным септетом. Круг знакомств расширяется. В него входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг. В это же время он знакомится с Одоевским, ставшим его другом на всю жизнь.
В конце 20-х годов Михаил Иванович серьезно задумывается о путешествии за границу. На водах Германии и в теплом климате Италии он надеялся подкрепить слабое здоровье. Не менее важной целью было знакомство с европейским искусством. И вот в апреле 1830 года Глинка уезжает за рубеж: сначала в Германию, затем на несколько лет в Милан, который был тогда крупным центром музыкальной культуры. Он знакомится с оперной музыкой, работает и сам в области композиции. Так что к 29 годам это уже сложившийся музыкант с собственным почерком. На обратном пути из Италии молодой композитор заехал в Берлин. Жил он вместе с семьей своей сестры Н.И. Гедеоновой в доме 10 по улице Jaegerstrasse. Это первый адрес в нашем путешествии по следам Глинки. К сожалению, дом до наших дней не сохранился.
В Берлине композитор привел в порядок приобретенные им в путешествии музыкально-теоретические познания. В этом ему немало помог знаменитый в то время теоретик музыки Зигфрид Вильгельм Ден (Siegfried Wilhelm Dehn), под руководством которого занимался русский композитор и дружбу с которым сохранил на всю жизнь. Но Глинка не только учился в Берлине, но и учил – давал уроки пения. И, конечно, сочинял музыку. В апреле 1834 года он побывал на представлении оперы «Волшебный стрелок» и на следующий день пишет другу о намерении создать оперу на национальный русский сюжет. Идея эта зрела в нем давно. Он полагал, что каждый народ должен иметь национальную музыку, в том числе и оперную. В середине апреля в связи со смертью отца Глинка вынужден был срочно покинуть Берлин, пробыв в этом городе около полугода
Великие произведения
Почти через десять лет в июне 1844 году снова посещение Берлина по пути в Париж. Он уже маститый музыкант. За спиной создание двух опер, служба придворным капельмейстером певческой капеллы. Премьера первой оперы «Жизнь за царя» (позднее ее называли «Иван Сусанин») состоялась 27 ноября 1836 года и прошла с огромным успехом. На следующий день композитор писал матери: «Вчерашним вечером свершились, наконец, желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император … благодарил меня и долго беседовал со мною…»
Примечательна и оценка оперы, данная французским писателем А. Мериме: «Жизнь за царя» г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Это более чем опера, это национальная эпопея…».
Ровно через шесть лет была поставлена вторая опера «Руслан и Людмила». На этот раз оценки были разноречивы. Друг Одоевский поддержал его: «…на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава». На одном из представлений оперы побывал Ф. Лист, высоко оценивший не только это произведение, но и творчество Глинки в целом. Однако было немало и отрицательной критики, что композитор тяжело переживал.
В середине 1844 года он предпринимает длительное путешествие во Францию и Испанию. По дороге остановка в Берлине. Несколько дней, проведенных в этом городе, были заполнены общением с З. Деном, которого композитор познакомил с партитурами своих опер. «Первый музыкальный знахарь Европы», как назвал его благодарный ученик, дал им восторженную оценку.
Новые встречи с Берлином
Следующая встреча М.И. Глинки с Берлином произошла в июне 1852 года, когда он направлялся в Париж и далее в Испанию. Остановился он в „Hotel de Rome“ на Unter der Linden, 39 (теперь это в перестроенном виде дом № 10). Глинка провел в прусской столице неделю, снова тесно общался с З. Деном, слушал музыку на его квартире. Познакомился с музыкальным издателем Г. Шлезингером, имел контакты со знаменитым композитором Д. Мейербером.
1854 год. Четвертое посещение Берлина по возвращении из Парижа в Москву. В знак высокого уважения к выдающемуся русскому музыканту король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвертый заказал королевской опере исполнить любимую Глинкой оперу Глюка «Армида». Прусский король был хорошо знаком с культурой России, сестра его – царица Александра Федоровна, супруга Николая Первого. Помимо Глюка, Глинка слушает музыку других немецких композиторов и, конечно, снова тесное общение с другом и учителем З. Деном.
И вот последнее пребывание Михаила Ивановича в Берлине. Приехал он в этот город в мае 1856 года. Первое время жил в доме № 6 по Marienstrasse недалеко от дома Дена (дом № 28 на той же улице). Немецкий музыковед снял эту квартиру для русского композитора специально по соседству для удобства общения. Оба дома существуют и поныне, на них теперь установлены мемориальные доски. На этот раз целью приезда Глинки было изучение под руководством Дена особенностей западной фуги для использования их в русской церковной музыке. Перед наступлением зимних холодов первого сентября Глинка переехал на другую более теплую квартиру по адресу Franzoesische Str. 8.
На единственном в году гала-концерте, состоявшемся 21 января 1857 года в Королевском Дворце, с успехом был исполнен отрывок из его оперы «Жизнь за царя». В письме к сестре Михаил Иванович пишет, что, по-видимому, он «первый из русских, достигших такой чести». По дороге с концерта Глинка простудился и 15 февраля 1857 года на 53 году жизни скончался.
Друг и учитель его З. Ден организовал похороны, и русский композитор был погребен на Троицком лютеранском кладбище. Но через три месяца по настоянию сестры композитора произошло перезахоронение – гроб с телом великого национального музыканта был доставлен в Санкт-Петербург. Там на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре ныне покоится прах основоположника русской классической музыки, родоначальника новых направлений русской оперы: народной музыкальной драмы и оперы-сказки.
Память
В 1899 году к 95-летию композитора впервые за рубежами России по инициативе русских музыкантов во главе с М.А. Балакиревым создан мемориал. Установлен он был на доме, где провел последние дни и скончался великий русский музыкант. Здание находилось на углу улиц Franzoesische Strasse и Kanonirstrasse. Мемориал состоял из четырех компонентов: бюст М.И. Глинки над угловым входом в дом на уровне второго этажа, надпись этажом выше над бюстом «Glinka-Haus» и две мемориальные доски с текстами на русском и немецком языках. Русский текст гласил (орфография подлинная): «Въ семъ домЬ жилъ и скончался 3/15 Февр. 1857 года Русский Композиторъ Михаилъ Ивановичъ Глинка». На второй доске – перевод этого текста на немецкий язык.
Дом, в котором жил и умер композитор, был разрушен авиационными бомбардировками во время Второй мировой войны. На этом месте возведено здание, на котором в 2 000 году была укреплена новая памятная доска. На ней – портрет композитора, рядом текст на немецком языке. Привожу его в переводе: «В разрушенном войной доме, стоявшем на этом месте, жил и творил в последние месяцы своей жизни великий русский композитор Михаил Глинка». Под портретом – нотная строка из романса Глинки «Жаворонок» на слова его друга Н.В. Кукольника «Кто-то вспомнит про меня и вздохнет украдкой». И далее надпись на немецком языке «Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии, скончался 15 февраля 1857 года в Берлине на Franzoesische Str., 8. К сожалению, дом до наших дней не сохранился».
Справа помещено изображение старой мемориальной доски с пояснением на немецком: «Историческое изображение памятной доски на русском языке, находившейся на бывшем «Доме Глинки» на этом месте».
Инициаторы нового мемориала Юрий и Валентина Фост, основатели «Общества друзей памяти М.И. Глинки в Берлине» (1996 год), с 2007 года – Берлинского общества им. Глинки. Эти энтузиасты- подвижники провели колоссальную работу по восстановлению истории пребывания русского композитора в Берлине. Ю.Н. Фост является автором проекта, текстов и художественного оформления мемориала.
Kanonirstrasse переименована 31 мая 1951 года, накануне дня рождения композитора, в Glinkastrasse. На доме № 9 по этой улице находится барельеф композитора, под ним на фоне большого скрипичного ключа известное высказывание Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». И ниже: «МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА 1.6.1804 –15.2.1857». Это барельеф был создан в связи с предшествовавшим переименованием бывшей Канонирштрассе в улицу Глинки и установлен на доме, в котором располагалось в то время Центральное правление Общества немецко-советской дружбы. Торжественное открытие состоялось 17.03.1952 года.
На Русском православном кладбище в Тегеле (Берлин-Райникендорф) создан мемориал. Он находится у ограды кладбища и состоит из трех частей: надгробная плита с первоначального места захоронения М.И. Глинки, колонна, на которой установлен бюст, и памятная плита у подножья, стела с текстом и двумя секциями ограды. Все компоненты мемориала установлены на мраморной площадке размером 4,0 х 3,8 м. Надпись на стеле сообщает, что «памятник великому русскому композитору М. Глинке сооружен военной комендатурой советского сектора г. Берлина в 1947 г.».
Усилиями Берлинского общества им. Глинки и, конечно, неутомимого его председателя в 2007 году была установлена мемориальная доска и на доме по Мариенштрассе, 28. Текст на доске на немецком языке. Перевод: «Теоретик музыки и издатель, член академии искусств (отделение музыки), хранитель музыкального собрания Королевской библиотеки Зигфрид Вильгельм Ден (25.2.1799–12.4.1858) жил в этом доме с 1855 по 1857 г. Одаренный педагог, он был учителем и преданным другом «отца русской музыки» Михаила Глинки, который летом 1856 года жил визави по улице Мариенштрассе, 6». И внизу мелким шрифтом: «Берлинское общество им. Глинки, зарегистрировано. Автор проекта и текста Юрий Фост, 2007 г.». Имя Дена по заслугам вошло в историю вместе с именем русского композитора. Глинка говорил о своем друге: «Нет сомнения, что Дену обязан я более всех других моих «maestro». Так сохраняет память о Глинке и его соратниках Берлин.
В России М.И. Глинка любим. До сих пор исполняются его оперы и романсы. Память чтят. Известный критик В.В. Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».

Метки: