?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Запад

Это, конечно, не про Берлин. Это спецально для  защитников СССР, коллективизации, коллективизма, т.е. для  товарища Kolybanov и др.

Алексей Поликовский 

Запад не враг. Запад не друг. Запад — это не география, это склад жизни и система отношений, которые нужно изучать, чтобы понять, как нам влиться в этот могучий, занимающий века и континенты процесс.

Джозеф Брама, англичанин, всю жизнь изобретавший станки, замки и гидравлические прессы, в 1778 году придумал ватерклозет с поплавковым клапаном.

Век был неспешный, поразмышляв еще пять лет, Брама придумал винтовой водопроводный кран. Через несколько десятилетий после Брамы седобородый лорд Кельвин усовершенствовал кран, создав смеситель, который позволил человеку не мучить себя попеременно ледяной водой и кипятком, а сделать воду приятной температуры.

И кто скажет теперь, что это изобретение, позволяющее миллионам людей от Токио до Лиссабона и от Аляски до Австралии ежедневно наслаждаться мягким теплым душем, — дало человечеству меньше, чем сооружение пафосных пирамид или героические полеты в космос?

Первый лифт на паровом двигателе начал поднимать людей в Америке в 1850 году. Это была примитивная платформа, ездившая по шпалам, но здесь важны мотив и идея. Механик, чье имя исчезло из истории, был одержим мыслью о том, что человек не должен мучиться, преодолевая сотни ступенек… А если у него больные ноги?

В 1861 году еще один янки, Элиша Грейс Отис, запатентовал электрический лифт и «ловители» — приспособления, не дающие лифту упасть в шахту при обрыве каната.

Без лифтов были бы невозможны не только небоскребы, но и все иные современные дома, а без упорного труда Элиши Отиса и его хитроумной головы смертность в падающих лифтах превышала бы смертность при авиа- и автокатастрофах

Московское метро прекрасно. Но чем бы оно было без эскалаторов, которые изобрел американец Чарльз Сиберг? За 35 лет до открытия станции метро «Сокольники» в Москве он запустил первую движущуюся ступенчатую лестницу на Парижской выставке 1900 года.

Лифты, эскалаторы, водопроводные краны, смесители, душевые кабины, миксеры, кофеварки, тостеры, смартфоны, флешки, диски, компьютеры, роутеры, микроволновки, хлебопечки, телефоны — во всемирном гипермаркете всевозможной техники, созданной для того, чтобы сделать жизнь людей удобной, быстрой, эффективной и приятной.

Нет ни одного аппарата, созданного в России. Все эти вещи пришли с Запада. Даже зубная щетка пришла к нам оттуда. Вот уже 200 лет вал удобных приспособлений помогающих жить приборов, сложных конструкций, встроенных в простые вещи, аппаратов для дыхания, питания, передвижения, общения идет с Запада по всем пространствам земного шара.

– Навигаторы сильнее меняют жизнь людей, чем 3 тысячи лекций по географии.

Без холодильников и газовых плит цивилизация невозможна. Первый бытовой серийный холодильник был выпущен в 1927 году в Америке компанией General Motors. Модель называлась Monitor – Top. Работающие холодильники этой марки до сих пор иногда продаются на eBay .

«Газпром», конечно, национальное достояние, он оперирует месторождениями и миллиардами, трубами большого диаметра для континентов и хранилищами для народов, но первую газовую плиту для отдельного, конкретного, частного человека соорудил в США в 1825 году не известный мне по имени механик с разводным ключом в руке и набором гаек в кармане.

А Джеймс Шарп в Англии в 1834 году уже продавал газовые плиты. Первую он поставил у себя в доме для собственной жены. О Джеймсе Шарпе в истории осталось немногое, но точно известно, что он страдал, зная, что жена замучилась разжигать огонь в печи и отмывать свои маленькие пальчики от угля.

Кто был премьер-министром в том году в Англии, мы не помним, Британская империя развалилась и сгинула, а газовые плиты памятником Джеймсу Шарпу и его любви стоят в домах по всему миру и дают людям удобство жизни, теплую еду, горячий чай.

Весь современный мир создан изобретателями — без них мы до сих пор бегали бы пешком на 10-й этаж, крутили ручки мясорубок до остервенения, ходили на работу с лопатами в руках и кремнем в кармане. Эта участь нас миновала, потому что Запад, — иными словами, удивительное сочетание теории и практики, философии и теологии, идеалов и денег, демократии и технократии — смог создать наш мир с саморазмораживающимися холодильниками, интеллектуальными стиральными машинами и соединенными в сети компьютерами.

Жизнь всего городского населения Земли, в том числе и тех, кто ненавидит Запад, создана Западом в его мощном творческом движении к эффективности и комфорту.

Тут не важно, кто первый сделал то или иное открытие, тут не об этом речь. Изобретателей в России было не меньше, чем на Западе, изобретатели у нас были даже в ГУЛАГе. Тут важно, кто сумел увидеть в наборе схем или в математическом расчете новую реальность жизни, бизнес-план, потребность, благо для множества людей

Метод ядерно-магнитной резонансной томографии запатентовал в 1960 году советский ученый В.А. Иванов, но томограф как медицинский аппарат для общего пользования, помогающий лечить и спасать людей, создал англичанин Годфри Хаунсфилд из компании EMI в 1972 году.

В России уже давно не социализм, а капитализм, но в смысле бесчеловечности системы и пренебрежения человеком это одно и то же: современные томографы у нас не производятся до сих пор.Мир современного компьютерного общения создан Западом. Он создан Западом от первой DOS до последней Windows , от мейнфреймов размером с комнату до смартфонов, умещающихся в кармане. Правда, еще в 1961 году советский инженер Леонид Купринович создал мобильный телефон и даже запатентовал его, но для развития цивилизации это опять не имело никакого значения. Важно не только изобретение, важна среда, в которой оно не исчезает, важен мир, который вознаграждает изобретателя, а не превращает его в городского сумасшедшего, бродящего по кабинетам в поисках денег. Телефон Куприновича так и остался игрушкой номенклатуры и Лубянки:

СССР не принимал технический прогресс, новый телефон не достался людям, не изменил их жизнь. Тогда как на Западе весь смысл развития мобильной связи — от первых телефонов Motorola до последних изысков Sony и HTC — был именно в том, чтобы дать ее всем без ограничения, повсеместно.

То же самое с копирами, которые КГБ держал на учете и под замком, сканерами, компьютерами. Домашние компьютеры IBM и Apple были созданы не для партноменклатуры и охранки, а для всех желающих.

Неразрывная связь идеи и ее реализации, технологий и демократии — это Запад.

В раю человек не знал тяжелого, иссушающего мозг и душу труда. Запад на свой, практичный, деловой лад упорно подбирается к утерянному раю. Освобождение человека от ежедневного, часто мучительного домашнего труда осуществил не конфуцианский Китай, не Индия с ее пантеоном из 40 тысяч богов и Будды, не духовная Россия — освобождение осуществил прагматичный, тысячу раз обвиненный в бездуховности Запад.

Великая русская литература облилась слезами над маленьким человеком; Запад практично и деловито помог ему. Этот бездуховный Запад сделал всё для того, чтобы у маленького человека сошли мозоли с рук и появилось время для мысли, чувства и досуга.

Американке Джозефине Кокрейн в 1886 году надоело мыть посуду, она сконструировала посудомоечную машину. Автоматическая стиральная машина, освободившая женщин от стирки в тазу, была запущена в серию американскими компаниями General Electric и Bendix Corporation в 1947 году. О том, кто сконструировал первый кухонный комбайн, существуют разные мнения, но в любом случае это был человек Запада: то ли француз Пьер Вердене в 60-е годы прошлого века, то ли американец – Карл Сонтхаймер в 70-е.

Запад есть гигантская фабрика, неустанно работающая со времен первой промышленной революции. Эта удивительная фабрика сама перестраивает себя в процессе работы, меняясь от эпохи к эпохе, расширяясь, размещаясь уже и там, где по географии вовсе и не Запад. Она то вселяется в Калифорнию, то осваивает Шанхай, но это все та же фабрика, упорно и неустанно производящая тысячи и тысячи самых разнообразных механизмов и аппаратов, которые гуманно освобождают человека от неподъемного труда, сберегают время его жизни, смягчают для него бремя обязанностей и делают его жизнь легче, ярче, интенсивнее.

Мы цивилизация горячей воды, лифта, электрического света, посудомоечной машины и компьютера благодаря Западу.

Зворыкин, Ипатьев, Сикорский, Щербатской, Брин, родившись в России, реализовали себя и свои изобретения на Западе. А почему не в России? Потому, что Россия не Запад!

Запад не враг. Запад не друг. Запад — это не география, это явление. Запад — это склад жизни и система отношений, которые нужно изучать, чтобы понять, как нам влиться в этот могучий, занимающий века и континенты процесс.

Только что английская компания OwnFon начала продажи мобильного телефона для невидящих. Это телефон без дисплея, со шрифтом Брайля на кнопках. Его корпус печатается на 3d-принтере. Можно сколько угодно говорить о присущей нам духовности, но телефон для слепых создан на Западе.

Можно сколько угодно бахвалиться нашим особым путем, но лучшие протезы для инвалидов созданы на Западе. Всё, необходимое для жизни, создается на Западе. Весь современный мир создан Западом.

Япония уже стала Западом.
Южная Корея стала Западом.
Тайвань стал Западом.
Большая часть Восточной Европы стала Западом.

В Украине произошла революция, потому что Украина хочет быть Западом.

Запад — это не страна или группа стран, Запад — это направление истории.



Нажмите, чтобы Ответить, Ответить всем или Переслать
Защищён АнтиВирусом Касперского

Метки:

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
sergio_ivanov
27 авг, 2018 19:11 (UTC)
Очередной слепоглухонемой идиот повторил свою мантру.
boris_kokotov
27 авг, 2018 19:37 (UTC)
Это, конечно, мантра, но что Вы можете сказать по существу или только браниться?
sergio_ivanov
29 авг, 2018 15:22 (UTC)
Так ведь толку-то?
boris_kokotov
29 авг, 2018 18:13 (UTC)
Толк, на мой взгляд, состоит в том, что мы (и Вы) узнаём, что есть и другие взгляды на мир. Без этого мы все (и Вы) зашорены.
moyahataskrayu
27 авг, 2018 19:12 (UTC)
"— Нет ни одного аппарата, созданного в России. Все эти вещи пришли с Запада....Весь современный мир создан Западом.
Запад — это не страна или группа стран, Запад — это направление истории."

Вы это СЕРЬЕЗНО?

"Пить надо меньше" (с).
boris_kokotov
27 авг, 2018 19:39 (UTC)
Про "пить" это Вы правильно, но не ко мне и не по существу. Да, я с автором согласен.
zateevo
28 авг, 2018 01:58 (UTC)
в части инженерии - люто плюсуюсь
moyahataskrayu
28 авг, 2018 21:21 (UTC)
в части инженерии - не надо ля-ля о великом Западе
Конечно, современный коллективный "Восток" не выглядит очень изобретательным, пока вы не вспомните о древнем Китае, древней средней Азии, Индии, Египте, Ираке где были созданы основы тех технологий, на которых поднялся "Запад". Да если бы "Запад" не высасывал соки из многих восточных народов столетиями, они бы развивались и дальше. Другой, более современный пример -СССР. Хотя автору мантры и невдомек, несмотря на то, что изобретательство в "совке" было, в основном делом вроде хобби, можно привести немало примеров серьезных прорывов (пусть даже и не в области унитазного комфорта). Навскидку:
"Голубая кровь" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%84%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD);
Мазеры (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80);
Суда на подводных крыльях (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85#%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%85).
boris_kokotov
29 авг, 2018 19:07 (UTC)
Re: в части инженерии - не надо ля-ля о великом Западе
Мне не удалось открыть Ваши ссылки на "Голубую кровь" и "мазеры", а про подводные крылья получилосю и там сказано, что СССР увидел массовое коммерческое применение подводных крыльев на Западе и спохватился. Но, дело же не в приоритетах, дело в философии и это автор хотел донести до читателя. "Запад не география и не страна, Запад это образ мышления". И этот бездуховный Запад (образ мышления) сделал для развития цивилизации бесконечно много. Кстати, о высасывании и бездуховности: расскажите сколько американских (немецких, итальянских, испанских и др) усыновили в России и наборот, сколько российских детей усыновили эти бездуховные. И не вспоминайье Диму Яковлева.
moyahataskrayu
29 авг, 2018 21:04 (UTC)
Re: в части инженерии - не надо ля-ля о великом Западе
Если философия поста в том, что "Запад не география и не страна, Запад это образ мышления", то следовало бы вспомнить, что наибольшее количество технических новинок, улучшающих качество жизни (а вовсе не цивилизованность!) появилось в странах, безудержно грабивших колонии. Именно рост благосостояния в главных метрополиях обусловил потребность в комфорте. На каждого вывезенного американцем ребенка из России (с материальной поддержкой государства, и для собственного благополучия в старости, а не вследствие особой духовности) можно смело насчитать десятки тысяч рабов, в свое время вывезенных из Африки и Азии, создавших богатство современных США и стран Европы. Справедливости ради - царской России не было необходимости грабить отдаленные колонии - грабили собственных крепостных, а в советское время - крестьян. Чтобы единицы достигали духовных вершин, всегда требовались миллионы копошащихся в грязи тружеников.
boris_kokotov
30 авг, 2018 11:51 (UTC)
Re: в части инженерии - не надо ля-ля о великом Западе
Это замечательная мысль: чёрные рабы создали современную Америку, турки создали современную Германию, а больные и убогие дети усыновляются для благополучной старости. Всё заканчиваем.
smartmacros
28 авг, 2018 23:19 (UTC)
Текст, конечно, весьма заносчивый и тенденциозный.
Для начала, а не слишком ли многого вы требуете от России?
Население Запада, даже не всего, а только стран ОЭСР составляет 18% населения Земли.
Население России – только 1,9% населения Земли.
Для корректного сравнения достижений Запада и России поделите достижения Запада на 10. Уже не так впечатляет, правда?
По поводу массовости и доступности технологий и изобретений миллионам людей.
Давайте сравним, к примеру, количество пользователей интернета в России и в странах Восточной Европы, ушедших на Запад.
Россия – 76,4%.
Эстония, страна, по праву гордящаяся интернет-технологиями, - 74,1%. Вот так, меньше чем в России, с ее гигантскими расстояниями и редким населением.
Польша – 73,3%.
Венгрия – 72,83%.
Литва – 71,38%.
Словения – 70%.
Греция – 66,84%.
Болгария – 56,66%.
Румыния – 55,76%.
Македония – 51,9%.
Албания – 45%.
Молдавия – 40%.
Грузия – 27%.
Данные на 2017 год.
Как-то не вяжется эта статистика с утверждением, что только Запад приносит комфорт миллионам.
Если же сравнивать доступность сотовой связи, то здесь картина еще интереснее.
В России число используемых мобильных телефонов составляет 155 на 100 человек.
В Германии - 130.
В Великобритании – 129,6.
Во Франции – 114,2.
В США – 103,1.
В Австралии – 87,6.
Данные отсюда –
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_number_of_mobile_phones_in_use
Да, да, конечно же, совершенно справедливо можно сказать, что Россия в данном случае ничего не изобретала (хотя еще надо разобраться, действительно ли ничего), а воспользовалась плодами инженерной мысли Запада.
Но в свете этого будет ли верным и справедливым утверждение, что Запад, заимствуя инженерные идеи России и других стран, не крадет их, а «видит бизнес-план»?
Знаете, каким изобретением, сделанным в России и в России же впервые повсеместно внедренным, пользуется весь мир уже больше 300 лет? Это десятичная система национальной валюты. В 1704 году 1 рубль поделили на 100 копеек, что оказалось настолько удобно для всех слоев населения, что Запад перенял этот опыт.
«Ни одного аппарата» - это просто ложь.
«Первый лифт на паровом двигателе начал поднимать людей в Америке в 1850 году. Это была примитивная платформа, ездившая по шпалам, но здесь важны мотив и идея. Механик, чье имя исчезло из истории, был одержим мыслью о том, что человек не должен мучиться, преодолевая сотни ступенек». Отлично, а что вы скажете на это (цитата из англоязычной Википедии): «Древние и средневековые лифты использовали системы привода, основанные на подъемниках или лебедках. Изобретение системы на основе винтового привода было, пожалуй, самым важным шагом в лифтовой технологии с древних времен, приведшим к созданию современных пассажирских лифтов. Первый винтовой лифт, построенный Иваном Кулибиным и установленный в Зимнем дворце в 1793 году. Спустя несколько лет в подмосковном Архангельском установили еще один из лифтов Кулибина.»
Еще одно русское изобретение для комфорта обычных людей – сухое молоко. Изобретено в России в 1802 году, в 1832 году впервые в мире организовано его коммерческое производство, и тоже в России, вполне «увидели бизнес-план и сделали жизнь людей удобной, быстрой, эффективной и приятной». Похожая история произошла и с подсолнечным маслом. В России его изобрели и запустили в массовое производство.
И так далее. Можно еще много приводить примеров, это я только до девятнадцатого века дошел.
Коммерческая жилка и преследование личной выгоды, присущее людям Запада, далеко не всегда приносит благо людям, бывало и ровно наоборот. Американский хирирг Мортон обнаружил обезболивающее действие эфира, но «увидев бизнес-план», скрывал его, пытался выдать за другое, якобы изобретенное им вещество, оставляя страдающих больных без помощи, надеясь разбогатеть на патенте, потом пытался запатентовать якобы открытый им правильный способ применения эфира, но медицинское сообщество поняло, что к чему, и европейские врачи, в том числе и великий русский хирург Пирогов стали способствовать массовому применению анестезии.
boris_kokotov
29 авг, 2018 18:56 (UTC)
Как можно видеть из текста, автор говорит, что "Запад это не география или страна". Поэтому никакой претензии , именно, к России нет. Никто не отнимает у России Кулибина, сухое молоко или подсолнечное масло вместе с пользователями интернета. Пётр Великий -это Запад, создавший много маслобоен-это Запад, Демидовы с их заводами на Урале-это Запад. А Кулибин , увы, нет, хотя и создал лифт.
Не сомневаюсь, что придёт время, когда и Россия примкнёт к западному мышлению . Тогда русский компьютер будет на равных конкурировать с американским, японским или китайским. И русский автомобиль не будет продолжением фиата, а наравне будет конкурировать с немецкими, итальянскими или французскими. и у Вас не будет повода нервничать.
smartmacros
29 авг, 2018 19:47 (UTC)
Разумеется, к географическому объекту под названием Россия претензий у автора нет, это очевидно. Претензии отчетливо предъявлены к великой русской литературе, к "духовной России" (так в тексте), к русской национальной идентичности. Это меня не устраивает. Просто отзеркальте ситуацию. Представьте, если бы немцам или англичанам сказали: "Вы не создали ни одного космического корабля, не написали "Войну и мир". Станьте русскими, примкните к русскому мышлению". Или упрекните американцев в том, что они недостаточно европейцы. Думаю, они бы тоже "занервничали".
boris_kokotov
29 авг, 2018 20:46 (UTC)
Похоже, что Вы ничего не извлекли из того текста, кроме обиды. В России же написан "Война и мир", в России же запущен первый космический корабль и первый человек. Автор же пытается донести до всех, что прагматичный и "бездуховный " условный Запад сделал для просто человека более удобную жизнь.
А условная Россия, КНДР, Китай,Африка - ничего.
smartmacros
29 авг, 2018 21:07 (UTC)
"Автор же пытается донести до всех, что прагматичный и "бездуховный " условный Запад сделал для просто человека более удобную жизнь.
А условная Россия, КНДР, Китай,Африка - ничего."
В этом автор и неправ. "Россия не сделала для удобства простого человека ничего" - это как минимум сильное преувеличение. Таким же преувеличением было бы сказать, что на Западе нет духовности, литературы, философии и т.д.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )