?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История двух «соборов»
В Старой национальной галерее проходит выставка, рассказывающая о двух знаменитых достопримечательностях Берлина – Немецком и Французском соборах на Жандарменмаркт, а также об их архитекторах и художниках.

Пешеходная площадь Жандарменмаркт справедливо считается одной из красивейших в Берлине. Силуэты башен Немецкого и Французского соборов (Deutscher Dom, Französischer Dom) – такая же визитная карточка города, как и телебашня на Александерплац. Академия искусств совместно со Старой национальной галереей представляют берлинцам новую тематическую выставку «Turmbewohner» об этих двух достопримечательностях и «обитателях» их башен – скульптурах и фигурных украшениях, которые изображают сцены из жизни Иисуса Христа, святых и апостолов, а также служат аллегорическим изображением христианских добродетелей.



История Немецкого и Французского соборов весьма интересна. Когда в 1688 году начали строить площадь Жандарменмаркт, в строительных планах прусского придворного архитектора Иоганна Арнольда Неринга (Arnold Nering) никаких известных нам сегодня зданий на ней не было. Лишь двумя десятилетиями позже, в начале XVIII века, здесь появились две довольно скромные церкви: с северной стороны берлинские гугеноты (в те времена они составляли до 30% населения города) построили французскую реформаторскую церковь, а напротив неё появилась немецкая лютеранская церковь. Прообразом для такого расположения зданий на площади послужила знаменитая римская Пьяцца-дель-Пополо с церквями-близнецами, украшенными величественными куполами. В Берлине, однако, сначала решили обойтись без куполов – их постройка была бы слишком затратной.

Знакомые нам очертания обе церкви приобрели в результате большой реконструкции площади, начатой по приказу короля Пруссии Фридриха Великого (Friedrich II. der Große) архитектором Карлом фон Гонтардом (Carl Philipp Christian von Gontard). Две высокие купольные башни, почти полностью копирующие одна другую, были возведены в 1780−1785 гг. Для проектирования скульптурных украшений с религиозной символикой были наняты одни из лучших берлинских художников – Кристиан Бернхард Роде (Christian Bernhard Rode) и Даниэль Николаус Ходовецкий (Daniel Nikolaus Chodowiecki), оба – известные члены Берлинской академии искусств, позже занимавшие пост её директора (в разное время).



Кстати, изначально немецкое слово Dom применялось именно к башням, и обозначало оно вовсе не собор (ведь там никогда не было епископской кафедры), а всего лишь купол. Но с течением времени укрепилось ошибочное представление о двух церквях как о соборах, и в иностранные языки, в том числе в русский, названия достопримечательностей вошли в «соборном» виде. Впрочем, что взять с иностранцев, если даже берлинцы не знают об этом лингвистическом казусе.



Выставка «Обитатели башен» (Turmbewohner) в Старой национальной галерее рассказывает посетителям, как создавались «соборы» и их украшение, какое место они занимают в истории Жандарменмаркт и Берлина. Многие экспонаты уникальны и впервые выставляются публично. Таковы, в первую очередь, эскизы работы Ходовецкого. С начала XX века они хранились в архиве Академии и долгое время считались уничтоженными в ходе Второй мировой, только недавно их снова нашли и отреставрировали. Во многом именно к последнему событию и приурочена актуальная выставка в Старой национальной галереи – без работ Ходовецкого она была бы слишком неполной.

Выставка «Turmbewohner» проходит до 12 апреля по адресу: Alte Nationalgalerie, Bodestraße 1−3 (Mitte). Вт. – вс.: с 10:00 до 18:00, чт.: до 20:00. Вход 12 (6) евро.

Фаина Артс