?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Архитектура Берлина на  рубеже  ХХ - ХХI веков

Вступительное слово

В «Обзорной экскурсии по Берлину» в разделе «Берлин современный» я уже  рассказывал  кое-что  об архитектуре Берлина, создаваемой на наших глазах в конце ХХ-го – начале ХХI-го  веков. Подчёркивал, что архитектура ХХI века вся будет пронизана стремлением к бережному отношению к окружающему миру и такая архитектура сейчас создаётся в Берлине. Представленный здесь материал составил предмет лекции для клуба пожилых людей, проживающих в Берлине и, как я сказал в «Обзорной экскурсии...», не претендует на  профессиональный  рассказ.  Желающие читать более  серьёзное описание и анализ  затрагиваемой темы, могут найти искомое  в других источниках. Например, на  http://mitya.ebbs.net/, где  архитектор Д.Б.Сухин в разделе «Письма о современной Берлинской архитектуре» отвечал на мои дилетантские вопросы. Таких писем в итоге набралось 31, что составило немалый объём информации.

А мой текст предназначен для туристов, экскурсантов и просто любящих путешествовать виртуально. Некоторую особенность тексту придаёт, как я уже говорил, моя специальность инженера-теплоэнергетика и приверженность экологической  теме.

Часть 1

Мис-ван-дер-Рое, Баухаус, Новая Национальная галерея

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в Берлине сложилась уникальная ситуация, при которой  в массовом количестве осуществлялись самые современные архитектурные идеи и решения. Нигде больше не работало столько выдающихся архитекторов современности.  В результате этого процесса Берлин стал обладателем интереснейшей коллекции ультрасовременных зданий и комплексов

Рассказ об архитектуре Берлина на пороге ХХI века правильно начинать с имени архитектора начала ХХ века Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe).

Мис ван дер Роэ  был одним из создателей архитектурной школы «Баухаус». (При слове Баухаус\Bauhaus\ не должна возникать ассоциация с торговой фирмой  Bauhaus, а лучше познакомиться с первым зданием мира, построенным  в соответствии с идеями Баухаус. Это здание, такое, как бы, теперь совершенно непримечательное, сохраняется как  драгоценнейший памятник архитектуры.
                      
Очень эмоциоально-выразительно дал характеристику этому зданию Эренбург в 1927году: « ...Увидев, наконец, Баухаус, весь, казалось, отлитый из одной массы, как настойчивая мысль, его стеклянные стены, образующие прозрачный угол, общий с воздухом и отделённый от него точной волей, я невольно остановился. Это не было изумлением перед чьей-то хитроумной выдумкой, нет, -это было простым любованием.... Впервые земля видит здесь культ обнажённого разума... Нет здесь больше места тёмной стихии чувств, тёмным закоулкам души, громоздящимся друг на друга снам. ...когда глядишь на жилые дома, выстроенные тем же архитектором и в том же стиле, на дома для рабочих...»  А дальше Эренбург провидчески произносит:  « Насколько Баухаус прекрасен в своём голом пафосе числа и труда, настолько духовно приземисты и безличны эти ультракомфортабельные постройки.»

 В своих творческих поисках Mies van der Rohe  пришёл к абсолютно новой строительной технологии. Он придумал, как строить небоскрёбы.  Теперь это рутинное дело, а тогда произошла строительная революция. Сначала возводится каркас здания и он несёт всю нагрузку. А стены из лёгких материалов только защищают  внутреннее пространство от внешнего воздействия.  И эта технология позволяет строить здания высотой (так рассчитано) до 1000 этажей. И действительно, недавно представлен уже реальный проект здания высотой 4000 метров для Токио 
                                                  
(Надо сказать, что этому проекту предшествовал проект 4-х километрового здания создателя Останкинской башни Н.В.Никитина, выполненный ещё в 1969 году по заказу Мицубиси, но не осуществлённого, в том числе, и по обычной для советской  реальности «не пущать» Т.е. Н.В. Никитина элементарно не пустили в Японию продолжать и , возможно, осуществлять проект.)   Т.е. Вавилонскую башню не построили не потому, что Бог смешал языки, а просто строительная технология тогда не позволяла. Чем выше здание, тем толще  несущие стены и, наконец, стены оседают под собственной тяжестью.  Первый проект здания  по новой технологии был создан в 1927 году для Фридрихштрассе. Проект не осуществили. И только после переезда Миса в Америку, во времена нацизма, небоскрёбы широко зашагали по планете.

 Итак, первый объект, который мы посмотрим в Берлине - это   здание Новой национальной галереи по проекту Мис ван дер Роэ.
                                                   
Здание построено после войны, когда архитектору было уже за 80,  и там осуществлена  такая изюминка.  Гигантская горизонтальная крыша (64х64)  опирается только на 8 тоненьких колонн. Впечатления свободно парящей плоскости и ничем не ограниченного воздушного  пространства.

К концу ХХ века строительство  по каркасной технологии стало преобладать в развитых странах. И необязательно высоких зданий. Плюс технологии «хай-тек» (High-tech).

В технологиях современности широко используются возможности компьютеров для решения сложнейших строительных задач и поисков форм самовыражения архитекторов. Кроме того, особенный почерк наиновейшей архитектуре придаёт  обязательный учёт и применение экологических  мероприятий.

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
li2a
22 дек, 2008 19:39 (UTC)
Спасибо Вам огромное за Ваши рассказы о Берлине.
Скажите пожалуйста, в виде книги Ваши записи уже изданы?
boris_kokotov
23 дек, 2008 18:29 (UTC)
Берлин
Спасибо за интерес и положительный отзыв.
Эти материалы не издавались и только сейчас для Вас понемногу-постепенно буду выкладывать для всеобщего обозрения
Б.Кокотов
asa_ru
23 дек, 2008 01:05 (UTC)
Супер фотография Новой Национальной галереи! Солнечная погода создает контраст. И становится видна действительно как в воздухе висящая крыша. А колонны видишь только приглядевшись!
ofeliya666
5 янв, 2009 17:55 (UTC)
Очень интересно! скажите, а про Вальтера Гроппиуса у вас есть посты? кажется он в Берлине целый район спроектировал, если чего не путаю...
boris_kokotov
5 янв, 2009 19:14 (UTC)
Вальтер Гропиус
Вы, совершенно, правы. Уже после войны и возвращения из Америки Вальтер Гропиус спроектировал (основной план)в южной части города целый район социальных домов, который назвали Gropiusstadt. И хотя это было в Западном Берлине, на мой непросвещённый взгляд, там также скучно, как и во всём социалистическом лагере
ofeliya666
5 янв, 2009 21:00 (UTC)
Re: Вальтер Гропиус
ну...он видимо слишком хорошо справился с поставленной задачей)))) идея равенства по сути подразумевает одинаковость всех жилищных помещений и условий проживания. Ну и плюс материалы, дешевые и доступные...задумка ведь была в том, чтобы форма соответствовала функции -- она была четко сформулирована только в Баухаузе, а теперь без этой казалось бы відавочнай идеи ни один дизайнер не обходится))) хотя не спорю, должно выглядеть очень скучно....еще хуже, что этот самый социалистический лагерь позаимствовал не "концепцию тотальной архитектуры", а визуальное решение -- вот и понастроили разной гадости...
boris_kokotov
6 янв, 2009 18:49 (UTC)
Re: Вальтер Гропиус
Что говорить, Вальтер Гропиус был гениален. Что правда, то правда. Вряд ли я могу судить и рассуждать об архитектуре выше дилетантского уровня , но Эренбург(тоже не архитектор), которого я цитировал раньше, уже в 1927 году понял, какое убожество получится при массовом строительстве по Гропиусу
ofeliya666
6 янв, 2009 22:20 (UTC)
Re: Вальтер Гропиус
убожество -- правильное слово))))
bura_tina
12 янв, 2009 20:03 (UTC)
очень интересно, спасибо!
maqoplug
8 мар, 2011 04:13 (UTC)
На днях рекомендовали галерею картин ArtSeven.ru, там представлены различные темы: архитектура например. Мне безумно нравится, выбирать там картины.
boris_kokotov
8 мар, 2011 19:23 (UTC)
архитектура-живопись
спасибо, очень интересно.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )