?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

100 лет музыкальной науке в Берлине

В музыке многое зависит от интерпретации. Быстро или медленно, тихо или громко, бравурно или умиротворяюще – каждый создатель, исполнитель и слушатель интерпретирует мелодию по-своему. Ритм, темп, интонацию, а еще теорию и историю музыки, различные инструменты, направления и стили вот уже на протяжении 100 лет изучает Государственный институт музыкальных исследований в Берлине.

Муз инстр 1.jpg
Научными исследованиями и изучением самых разных аспектов музыкальной культуры берлинский SIM (Staatliches Institut für Musikforschung) занимается с 1917 года. Как сказала министр культуры Германии Моника Грюттерс (Monika Grütters) в своей юбилейной речи, "благодаря Институту музыкальных исследований у нас есть хорошая возможность снова и снова переживать ценнейшие моменты, в которых музыка становится универсальным языком". Она также отметила, что "за свою столетнюю историю институт создал уникальную связь между страстной любовью к музыке и научными музыковедческими исследованиями, объединив музыкантов и ученых". Научную основу всевозможных проектов обеспечивают отделы музыкальной теории и истории, акустики и музыкальных технологий, а гранты и стипендии позволяют специалистам со всего мира заниматься музыкальной наукой именно здесь.
Муз инстр 1.jpg Курт Закс

Сегодня Государственный институт музыкальной исследований расположен в самом центре Берлина, недалеко от Потсдамской площади. Это прямой "потомок" сразу нескольких институтов бывшего Королевства Пруссии. Так, например, в 1888 году в прусской Королевской академии искусств было организовано собрание старинных музыкальных инструментов. К 1902 году коллекция существенно обогатилась, благодаря финансовой поддержке Вильгельма II. А в 1919 году первым директором коллекции музыкальных инструментов был назначен музыковед Курт Закс (Curt Sachs). Он стал одним из основателей современной науки – инструментоведения. Одновременно с этим, в 1917 году в городке Бюккенбург под патронажем принца Адольфа Шаумбург-Липпского был создан Институт музыковедческих исследований.


С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году Закса уволили, и он был вынужден эмигрировать. Вскоре в Берлине был основан новый Национальный институт немецких музыкальных исследований, объединивший под своей крышей две организации – берлинское собрание и бюккенбургский институт. Во время Второй мировой войны все самые ценные экспонаты были эвакуированы. И всё-таки, несмотря на предпринятые меры, большая часть коллекции не уцелела: из более 4 тысяч предметов сохранилось лишь около 700. Кропотливая послевоенная реконструкция заняла почти 40 лет. Нынешнее здание SIM на так называемом Культурном форуме было открыто для публики в 1984 году. В этом районе – настоящем музыкальном сердце столицы – также расположились Берлинская филармония, Зал камерной музыки, Библиотека искусств и Музей музыкальных инструментов.
(без названия)

Этот музей уникален не только для Германии, но, возможно, и для всего мира. В нем собраны редчайшие экспонаты из истории создания музыкальных инструментов. Коллекция музея насчитывает около 3,5 тысяч европейских музыкальных инструментов XVI-XXI веков. Около 800 из них находятся в постоянной экспозиции. Здесь есть инструменты эпохи барокко, которые впечатляют одними своими названиями: чембало, виола д’амур, ангелика, китарроне, херди-герди. Еще больше впечатляют годы изготовления каждого экспоната и имена исторических личностей, с ними связанных: клавесин Баха, бас-кларнет, созданный специально для концерта Моцарта, клавесин Иоланды де Полиньяк, фаворитки Марии Антуанетты, портативный клавесин королевы Софи Шарлотты Ганноверской, рояль композитора Листа, стеклянная гармонь Бенджамина Франклина и многое другое.
(без названия)

Настоящие драгоценности – флейты, хранящиеся в роскошных футлярах, украшенных кожей и золотом. Эти флейты – сложнейшие технические конструкции, они состоят из нескольких частей, и высота звучания инструмента, зависит от того, как он будет собран. В музее есть флейта вырезанная из клыка моржа, флейта из слоновой кости, флейта-трость. Многие из этих инструментов принадлежали Прусскому королю Фридриху Великому, который прославился не только своими победами в качестве полководца, но и любовью к музыке. Еще в музее собрана уникальная коллекция инструментов для путешественников разных эпох. Интересные экземпляры доказывают, что во все времена люди стремились окружить себя музыкой, и изобретатели вкладывали всю фантазию и умение в то, чтобы сконструировать компактные инструменты для путешествий и прогулок.

Музей не зря называют "живым". Многими из его инструментов можно не только любоваться – полученный на входе аудиогид позволяет услышать их звучание и короткие импровизации. Особая гордость музея – орган, предназначенный для сопровождения немых фильмов и театральных постановок. Этот инструмент, изобретенный в 20-е годы прошлого столетия, может заменить целый оркестр. Он даже имитирует шумы и звуки природы, почти как современный синтезатор. Сделанный из 1228 труб, 175 заглушек и 43 поршней, он считается самым большим подобным инструментом в Европе. Послушать его звучание можно по субботам на концертах, регулярно устраиваемых музеем. Кроме того, здесь есть мастерская, где посетители могут попробовать сами сыграть на различных инструментах.


Дарья Хрущёва

24.07.2017

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
zateevo
29 июл, 2017 03:11 (UTC)
музей - прекрасен. НА стендах есть кнопочки "послушать этот инструмент" - можно пыжиться и делать умное лицо: "Стадивари, да..." ;)
prmarina
31 июл, 2017 20:15 (UTC)
Возможно музыка сродни языку птиц. Не все понимают смысл. но ценится красота звучания.

Вообще уникальный музей, интересно было бы побывать
boris_kokotov
1 авг, 2017 15:24 (UTC)
интересно было бы побывать

Значит ли это, что Вы снова собираетесь к нам ?
prmarina
2 авг, 2017 16:37 (UTC)
пока нет. Это только мечты. У нас все тяжелее экономически
( 4 комментария — Оставить комментарий )