?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Андреас Шлютер   (Andreas Schlüter)

Ещё одного ,теперь знакомого нам, исключительного человека пригласил Пётр. Архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. Имя Андреаса Шлютера нам (большинству) стало известно только здесь в Берлине, когда нам рассказывали, что он один из авторов разрушенного Королевского дворца и Цейхауса. Он и блестящий скульптор:  маски раненых и умирающих воинов во дворе Цейхауса и Конной статуи Великого Курфюрста, стоящего теперь перед Шарлоттенбургским дворцом, а ранее перед Королевским. Стало нам известно, что он автор той самой знаменитой Янтарной комнаты, история которой столько лет волнует общественность.Напомню, что говорит легенда (или правда) о возникновении идеи Янтарного кабинета. Первый Король Пруссии Фридрих 1 как-то увидел шахматы, изготовленные из янтаря. Ему так понравилась доска шахмат, что он решил сделать паркет из янтаря. Шлютер заметил королю, что паркет такой сразу придёт в негодность из-за хрупкости материала и тут предложил изготавливать настенные панели. Идея была принята. Шлютер  изготовил рисунки и началась работа-накопление и резка фигур. К сожалению, начались некие интриги. Шлютера отставили и тут подоспело приглашение Петра.

В Петербурге Шлютер успел кое-что сделать: поучавствовать в украшении Летнего дворца и спроектировать  Монплезир, построить «Кикины палаты». Но, пожалуй самое значительное (по моему мнению), что сделал Шлютер в Петербурге было составление градостроительного плана Невской части. Именно Шлютер(а не Еропкин или даже сам Пётр) предложил трёхлучевое расположение главных магистралей (Невский, Гороховая, Вознесенский)  с  центральной точкой Адмиралтейства. Шлютер не был изобретателем такой идеи. Он  позаимствовал эту её из Рима. Там ещё в 15 веке от площади Piаzza деl Ророlо отходят такие три луча. Схема эта называется «Гусиная лапа» -Gänsefuß. Эту схему Шлютер применил и в Берлине. Обратите внимание как отходят от Халешес Тор (точнее от Мерингплатц) три улицы: Фридрихштрассе, Вильгельмштрассе и Линденштрассе.

Более того, вы заметили, конечно, что Унтер-ден-Линден на острове Музеев как бы изгибается и уже улицей Карл-Либкнехтштрассе уходит дальше. Так это не изгиб а точка , которая начиналась в окне кабинета Короля. Обе улицы были лучами «Гусиной лапы» , а третий луч  пересекал Люстгартен и  все три направления позволяли Королю из окна Кабинета обозревать свои владения.

Шлютер немного прожил в Петербурге. Всего год и от болезни умер в 1714 году.
  одна из  масок "Умирающий воин"
                                                         Великий Курфюрст у Шарлоттенбургского дворца
Янтарная комната
  Первый Король Пруссии Фридрих 1
  Монплезир
  Кикины палаты
  "Гусиная лапа" в Петербурге
  "Гусиная лапа" в Берлине

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
prussak
16 фев, 2009 21:01 (UTC)
1) кабинет короля был со стороны шпрее, в старом, средневековом крыле. таким образом, окно короля никак не могло бы стать ориентиром унтер ден линден. более того: эта дорога и мост существовали даже до постройки соответствующего крыла дворца.
2) шлютера отставили после того, как обвалилась монетная башня дворца, что он проектировал и строил.
3) мерингплац как эпицентр "гусиной лапы" был заложен не ранее 1730 года, то есть 16 лет после смерти шлютера. он также не участвовал в прокладке прочих частей фридрихштадта, над этим работал филип герлах.
шлютер был гравёром и скульптором, декоратором - но никак не архитектором!
boris_kokotov
17 фев, 2009 19:57 (UTC)
Андреас Шлютер, Гусиная лапа, Монбижу
Дорогой мой,prussak! Хотя я и призывал Вас к снисходительности(а также всех историков, архитекторов, искусствоведов), Вы решили пригвоздить меня к позорному столбу как вруна.При этом, я знаю, что лично ко мне Вы вполне хорошо относитесь. Но, видимо, "Платон мне друг..."
Должен Вам признаться, Вы знаете много...но не всё. Увы, человек всё знать не может. За это его не стоит казнить.
Теперь по сути: 1. загляните в www.berliner-schloss.de Там Вы найдёте и про Шлютера- архитектора, и про Гусиную лапу.
2. Пётр1 был в Монбижу в 1713 году и тогда же ему показали Янтарную комнату, которую и тогда же пообещали, а передали, действительно в 1716. Т.ч. Принцесса ничего не привирала.
Вы скажете , что те, кто Вам возражает не профессионалы. Только в элитном клубе архитекторов знают как именовать Шлютера. Что тут возразить?
Ваши выговоры мне напомнили, что в 1956 году меня хотели исключить из техникума с формулировкой "политически неустойчив". В чём дело? Я посмел охарактеризовать Ленина как маленького и рыжего. И это , оказывается, Горькому разрешалось (там я и прочитал) , а мне нет.
Повторю, Будьте более снисходительны к маленьким слабостям других.
prussak
17 фев, 2009 20:47 (UTC)
Re: Андреас Шлютер, Гусиная лапа, Монбижу
борис, истина мне, действительно, дороже.

общество берлинских дворцестроителей фон боддина мне очень хорошо знакомо. знакомы и их передержки: в своём стремлении воссоздать резиденцию гогенцоллернов они не только готовы залезть в ваш карман, но и явственно переписывают историю. их махинации с пожертвованиями - того же рода, как и попытки выдать дворец за сердце берлина.
простите, но этот доказанный факт я даже обсуждать не стану. ссылаться на них как на достоверных историков - несколько сомнительное удовольствие. тем более, что вам открыт центр берлиноведения на брайте штрассе - так сходите же туда! почитайте по истории дворца, она хорошо документирована; узнайте, где и когда располагались королевские апартаменты. зная это, вы надолго потеряете доверие к сказочкам о королевском окне и расходящемся из него трехлучии.

не менее неоспорим и факт, что шлютер оскандалился с монетной башней, что дважды она у него осыпалась, и что именно ей он обязан своей позорной отставкой. кому же он обязан своей постановкой на пост архитектора? - да королю! он настолько потрафил ему своими декорациями его восхождения на трон, а также декоративной же обстройкой парадного двора во дворце, что тот поручил ему сложное инженерное задание (сиречь башню с баком для воды и часами), а тот её построить не смог.
отставленного скульптора и подобрал пётр.
в петербурге он достоверно отметился лишь в панно летнего дворца. всё остальное - под сомнением.
вы всё ещё считаете его архитектором?

вопрос о прокладке лучей фридрихштрассе, линденштрассе и вильгельмштрассе, как я понимаю, снят.
рад и тому.

борис, я готов понять и простить многое. именно поэтому объясняю ещё и ещё.
но именно это заставляет меня удивляться: отчего вы - при вашем опыте - так легковерны? отчего принимаете путеводители - а вы их немало прочли - за бесспорные россыпи знания? там врут точно так же, как и в утренних газетах.
читайте первоисточники!
( 3 комментария — Оставить комментарий )