?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музей бывших памятников Берлина

В этом году, ещё весной открылся долгожданный музей бывшей скульптуры  в Крепости Шпандау (Zitadel Spandau). Я (и не только я) с неким удивлением и уважением видим как бережно стараются сохранить свою историческую память в Германии. Для нас , бывших советских людей, это особенно значимо, поскольку нас старательно лишали и собственной истории, и истории страны.
Создание музея началось довольно давно и я ещё фотографировал остатки скульптур Аллеи Победы (Siegesallee) сначала в Лапидариуме, а затем в каком-то проулке уже в самой Крепости. Эти скульптуры меня заинтересовали, когда создавался пост "Аллея Победы" в Тиргартене:

http://boris-kokotov.livejournal.com/2010/05/26/ 2. Siegeallee -Аллея Победы

и позднее, когда я читал сюжет о создании скульптур для этой Аллеи:

http://boris-kokotov.livejournal.com/2015/04/19/   91. Siegesallee

Надо сказать, что для исторической памяти создание художественного произведения то ли Fürstenzug в Дрездене, то ли мозаики в Кирхе Памяти в Берлине составляют важный элемент.
Аллея Победы была разрушена во время битвы за Берлин и как она выглядела сразу после боёв видно на акварелях Александра Дейнеки.

Да, так возвращаюсь к открытию музея. Ещё весной в .germania-online.de появилась статья Ксении Максимовой:

Ленин, come back: голова вождя и другие забытые памятники Берлина

29 апреля в музейном комплексе Цитадель Шпандау начала работу крупная выставка под названием "Открытые заново. Берлин и его памятники". На ней собраны статуи, изображающие значимых политических деятелей разных эпох. Главный экспонат – гранитная голова Владимира Ильича Ленина.

Представленные на выставке памятники когда-то украшали улицы и площади немецкой столицы, а после незаметно канули в Лету – одни пылились в музейных запасниках, другие были демонтированы, третьи и вовсе оказались зарыты в землю. Всего экспозиция включает в себя порядка сотни экспонатов. Это памятники политическим деятелям и просто имеющие политический характер монументы. Некоторые попавшие в забвение памятники демонстрируются публике впервые.

Временной охват выставки – почти три столетия, с начала XVIII века до момента объединения Германии; сюда вошли и кайзеровская эпоха, и Веймарская республика, и годы национал-социализма, и разъединенная Германия. Памятник прусскому королю Фридриху Вильгельму III, скорбящему по поводу кончины его молодой супруги Луизы, теперь сосуществует под одной крышей со статуей десятиборцу, подаренной в 1937 году Гитлером на пятидесятилетие рейхсминистру спорта.

Организаторы выставки подчеркивают: здесь речь идет не об искусстве, а об истории. "То, как обращались с политическими памятниками, иллюстрирует переломные моменты в истории страны. Каждый экспонат рассказывает свою собственную историю", – сказала куратор выставки Андреа Тайсен.

Экспонаты специально не стали реставрировать и выставили как есть: у некоторых статуй отбиты носы и руки, в мраморе зияют трещины и пробоины, кое-где видны ненадлежащие надписи. Фигуры сняли с пьедесталов, поставив плотно друг к другу прямо на полу выставочного павильона. Такая расстановка обеспечивает необычный ракурс, а возможность потрогать экспонаты (это разрешено!) делает прошлое страны для посетителей более наглядным и осязаемым.

Голова Ленина из розового гранита весом 3,5 тонны – главная гордость авторов экспозиции. Интерес к истории ГДР со стороны и самих немцев, и иностранных туристов по-прежнему высок, и именно вождь мирового пролетариата стал в результате настоящим лицом рекламной кампании экспозиции.

19-метровый памятник Ленину работы московского скульптора Николая Томского был установлен в Восточном Берлине в 1970 году. Его торжественным открытием руководил лично Вальтер Ульбрихт. Спустя двадцать с лишним лет – после падения Берлинской стены – громадину демонтировали и разобрали на 129 частей, которые по отдельности закопали в песчаном карьере в лесу в районе Кёпеник. Кстати, эпизод демонтажа этого памятника есть в культовом художественном фильме "Гудбай, Ленин".

Вождь мирового пролетариата, которого инициаторам экспозиции с большим трудом удалось в буквальном смысле слова достать из-под земли, выглядит не очень. Из макушки торчат четыре ржавых болта, откололся кусочек левого уха, не хватает части бороды. "Мы выставили его в таком виде, в каком откопали", – пояснила Андреа Тайсен. Наряду с головой Ленина в этой же части выставки представлены и другие памятники эпохи ГДР – в частности, монумент двум солдатам-пограничникам с автоматами наперевес, а также памятник Дзержинскому.


Ксения Максимова

29.04.2016

А затем в DW представлены некоторые экспонаты музея в фоторепортаже :

Берлинский "Музеон"

Многие памятники, которые раньше стояли на улицах Москвы, но были демонтированы после распада СССР, сейчас можно увидеть в столичном парке искусств Музеон. В Берлине истории таких политических скульптур и монументов, создававшихся в разные периоды немецкой истории, посвящена выставка в цитадели Шпандау. Последним пополнением здесь стала 3,5-тонная голова Ленина из украинского гранита

Цитадель эпохи возрождения

Около входа в цитадель, построенную на берегу реки Хафель во второй половине XVI века, посетителей встречает такой прусский орел. Она считается одной из наиболее хорошо сохранившихся крепостей эпохи Возрождения в Европе. Эта берлинская достопримечательность уже сама по себе достойна всяческого внимания, но мы проследуем через внутренний двор прямиком к зданию музея.

Много веков под одной крышей
Впервые это сооружение - провиантский склад - появилось на плане крепости в 1578 году. Во времена "третьего рейха" здесь располагалась военная химическая лаборатория, для обустройства которой были удалены межэтажные перекрытия. Образовавшиеся таким образом высокие залы сейчас очень хорошо подошли для монументальных памятников: от прусских времен - до тех, которые были созданы в ГДР.

Первые экспонаты

Здесь представлены не только оригиналы, убранные из города в разные времена и по разным идеологическим причинам, но и копии скульптур, которые до сих пор можно увидеть в Берлине. В соседнем здании расположена документальная выставка, рассказывающая об их истории. Среди копий - гении мест, где прусская армия одержала победы над наполеоновскими войсками в ходе Освободительных войн 1813-1815 годов.

Монумент на горе Кройцберг

Национальный памятник в честь Освободительных войн, созданный в 1818-1821 годах по распоряжении короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, находится в парке на горе Кройцберг. Гипсовые копии чугунных фигур, расположенных на этом неоготическом монументе, были изготовлены в 1980-х годах. Четыре из них сейчас находятся в цитадели Шпандау.

Лишь немногие скульптуры стоят здесь на высоких постаментах. В большинстве случаев, чтобы их рассмотреть, голову задирать не приходится, да и подойти можно вплотную. Слева - гений Гросгёршена, где прошла первая битва между Наполеоном и объединенной русско-прусской армией, она же - Сражение при Лютцене. Справа - гений Лейпцига, где состоялась Битва народов, а в центре - экспонат из следующего зала.



Основу экспозиции составляют скульптуры, созданные для монументальной аллеи Победы в Тиргартене. Этот бульвар был заложен в 1895 году при Вильгельме II. Здесь были установлены памятники всем маркграфам и курфюрстам Бранденбурга и королям Пруссии - от основателя Бранденбургской марки Альбрехта Медведя (1100 - 1170) и до первого германского императора Вильгельма I (1797 - 1888).



Всего на аллее Победы насчитывалось почти сто скульптур. Бранденбургских и прусских правителей изобразили в полный рост, а рядом установили бюсты личностей, прославившихся в их времена. Помимо полководцев, знати, зодчих и епископов среди них оказались Иммануил Кант, Иоганн Себастьян Бах и Александр фон Гумбольдт. Острые на язык берлинцы прозвали этот бульвар "Кукольной аллеей".





В 1938 году их перенесли в другую часть Тиргартена - туда, где по гитлеровским планам создания новой столицы должен был появиться "Форум второго рейха", то есть кайзеровской Германии. Во время войны скульптуры сильно пострадали. Для союзников-победителей они были символами прусского милитаризма, поэтому в 1950 году большинство памятников демонтировали и позже закопали около замка Бельвю.



В 1978 году памятники извлекли из-под земли, поместили на хранение, а в 2009 году передали в Шпандау. Предыдущая фотография, на которой изображены фигуры основателей Берлина маркграфов Иоганна I и Оттона III, была сделана как раз во время перевозки. В музее решили оставить экспонаты без реставрации, то есть со следами истории и времени, ограничившись лишь неотложными работами по их консервации.




В одном из помещений экспозиции в Шпандау попытались воссоздать атмосферу прусской аллеи Победы - визуально и акустически. В центре находится это изображение Фридриха I - курфюрста Бранденбурга из рода Гогенцоллернов, в 1701 году получившего прусскую королевскую корону. В следующем зале посетители перемещаются уже в другую эпоху…




В 1918 году после Первой мировой войны на смену кайзеровской Германии пришла демократическая Веймарская республика. На полях войны погибло более двух миллионов немецких солдат. Памятники им начали устанавливать почти в каждом районе Берлина, однако центральный монумент так и не был создан. На фотографии - памятник погибшим железнодорожникам, открытый в 1928 году.




Официальное искусство "третьего рейха" было целиком подчинено пропаганде. Большинство памятников этого периода исчезло вместе с нацисткой Германией. В число самых любимых скульпторов Гитлера входил Арно Брекер. В Шпандау выставлена модель его "Десятиборца" 1936 года. После войны она досталась британским военным и находилась на территории одной из берлинских казарм до 1996 года.    
(Прим. Если о Лени Рифеншталь я что-то читал-слышал, то о талантливом скульпторе Арно Брекере узнал только в Берлине. И о нём можно почитать довольно много и , в том числе:
http://boris-kokotov.livejournal.com/198170.html     Арно Брекер

или

https://www.proza.ru/2009/12/19/482        Арно Брекер, а также http://theosophist.livejournal.com/225761.html)




Скульптуры вроде "Десятиборца" должны были украшать нацистские монументальные сооружения. Планы, разработанные гитлеровским архитектором Альбертом Шпеером, подразумевали снос целых берлинских районов и строительство здесь "Германии" - новой столицы рейха и мира. Центральным сооружением должен был стать этот зал собраний высотой 320 метров, рассчитанный на 150 тысяч человек.




Последний раздел выставки посвящен памятникам, появившимся в Восточном Берлине во времена ГДР. Этот почти 20-метровый монумент, созданный по проекту скульптора Николая Томского, должен был стать вечным символом немецко-советской дружбы, но простоял всего сорок лет. В 1991-1992 годах памятник разобрали на более чем сто частей, которые затем закопали в одном из лесопарков под Берлином.



Сцену демонтажа монумента позже воспроизвели в культовой трагикомедии "Good Bye, Lenin!". В 2015 году, когда работа над новой экспозицией в Шпандау была в полном разгаре, ее нашли, откопали и доставили в крепость. Все это сопровождалось дискуссиями о том, не станет ли она местом паломничества непреклонных ленинистов, но научно-исторические интересы взяли верх.



В церемонии открытия ленинского мемориала в 1970 году участвовало около 200 тысяч человек. В свою очередь, этот памятник основателю ЧК Феликсу Дзержинскому, выполненный из песчаника, был скрыт от глаз восточно-берлинской общественности. Он находился на территории министерства государственной безопасности ГДР ("штази") в районе Лихтенберг.




Памятник был установлен в 1983 году. Как предполагают организаторы выставки, его создатель Манфред Залов даже специально ездил в Москву для изучения монументального искусства. После воссоединения Германии выяснилось, что он также являлся неофициальным сотрудником "штази". В 1990 году после роспуска МГБ Дзержинского отправили в музейное депо. Теперь его можно увидеть в Шпандау.



Напротив Дзержинского на своем посту навечно застыла пара восточногерманских солдат, вооруженных автоматами. Скульптура была заказана через пять лет после начала строительства Берлинской стены для памятника погибшим пограничниками на Иерусалимской улице. Однако позже там решили установить другой монумент, а этот оказался перед казармой учебного полка в районе Вильгельмсхаген.




Добраться на общественном транспорте до цитадели Шпандау из центра Берлина можно на метро (U7, остановка "Zitadelle") или городской электричке (S5, остановка "Spandau"). Цитадель открыта для посещения 365 дней в году (10:00 - 17:00). Стоимость билета для взрослых - 4,50 евро, для детей - 2,50 евро. Сайт: www.zitadelle-berlin.de

Добраться на общественном транспорте до цитадели Шпандау из центра Берлина можно на метМаксим Нелюбин




















Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
jalla00
30 ноя, 2016 07:14 (UTC)
Правильный подход к памятникам!
( 1 комментарий — Оставить комментарий )