?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Berlin, Adolf von Menzel

Адольф фон Менцель:
живописные хроники Берлина.

Классик немецкой живописи, один из лидеров романтического историзма и так называемого "радикального реализма" – Адольф фон Менцель обладал даром блестящего рисовальщика и точностью ученого-историка. Он жил в Берлине и стал для своего города настоящим "хроникером от искусства". 8 декабря исполняется 200 лет со дня рождения художника.

Искусство ленивых" – так называл Адольф фон Менцель импрессионизм. Быстрота исполнения и широкий размах нового течения никак не сочетались с классическим письмом и прорисовкой деталей, присущим самому художнику. При этом, в своих приватно-интерьерных образах, отмеченных особой романтикой и лирической задушевностью, Менцель как бы предвосхитил импрессионизм. Его, как и французских представителей этого направления, привлекало желание передать в своих картинах будничный, но полный особого обаяния и красочности ритм жизни города и его обитателей, атмосферу бульваров и парков с прогуливающейся нарядной публикой и случайными прохожими. И пусть порой произведения Менцеля критикуют за пассивную созерцательность и некоторую перегруженность деталями, нельзя не отметить легкий экспрессивный мазок его полотен, тонкую манеру и свежесть восприятия натуры. Его картины хочется разглядывать, домысливать, доигрывать.
Адольф фон Менцель родился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 8 декабря 1815 года. Когда будущему живописцу было 15 лет, его семья переехала в Берлин, и первой художественной школой для Адольфа стала литографическая мастерская его отца. Позже Менцель около полугода посещал занятия берлинской Академии художеств, но по сути был обыкновенным самоучкой. Первое время он зарабатывал самой простой рисовальной работой – оформлял обеденные меню и пригласительные билеты. Однако по счастливому стечению обстоятельств в 1833 году была опубликована его тетрадь рисунков, выполненных пером и изображавших "Жизнь художника". За ней последовал ряд литографий и несколько живописных работ. Уже ранние произведения Менцеля полны выразительных и точных бытовых деталей, наполнены светом и воздухом, отличаются энергичностью письма.
Эти юношеские труды стали первыми заметными произведениями Менцеля, на его талант обратили внимание, и вскоре молодой человек получил заказ от искусствоведа Франца Куглера на иллюстрацию многотомной истории короля Фридриха II Великого. Менцель создал графическую летопись правления любимого прусского монарха – он выполнил около 400 иллюстраций, лаконичных и острых. Художник воспроизвел эпоху с исторической точностью обстановки и костюмов, превосходной характеристикой действующих лиц и высоким техническим мастерством. Эти рисунки не только имели большое эстетическое значение, но и повлияли на национальное самосознание, представив "старого Фрица" с тонким жанровым правдоподобием. Благодаря им молодой художник прославился на весь прусский двор.


Получив определенную известность, Адольф фон Менцель охотно взялся за более демократичные сюжеты. Пристальное внимание к натуре, свобода творчества Менцеля нашли отражение в непосредственных, ярких по колориту пейзажах Берлина и жанровых картинах городской жизни: сценках повседневного народного быта, интерьерах и многофигурных композициях, атмосфере городского ритма и постоянно меняющегося времени.  


                                                                                                                                                       Позже именно Менцель стал пионером индустриальной темы в немецком
искусстве: с живейшим интересом к новой действительности художник написал серию полотен, изображающих коллективный труд рабочих, мощь металлургических заводов, красоту и поэзию машин – огромные цеха, станки и освещенные пламенем печи.
По свидетельствам историков Адольф фон Менцель слыл достаточно замкнутым человеком, никогда не было женат и у него было лишь несколько близких друзей. В своих картинах он не переставал признаваться в любви к своему городу – Берлину. Другой его страстью были путешествия, они также служили ему источником сюжетов и вдохновения. Начиная с 1850-х годов Менцель неоднократно бывал на Рейне, Дунае, побережье Балтийского моря, он посещал Вену, Прагу, Верону, часто ездил во Францию и Голландию. Из поездок он всегда привозил акварели, гуаши, пастели, рисунки с изображением бытовых сцен, зарисовки характерных типов, которые потом использовал в своих работах. Как художник Менцель бывал и на полях сражений. Беспощадная и натуральная манера изображений, сделанных им на местах боев, в моргах и лазаретах, носит название "радикальный реализм".

Юбилею живописца посвящена выставка "Ich. Menzel", которая проходит с 3 декабря 2015 года до 28 марта 2016 года в Городском музее Берлина. В основе экспозиции – личность самого художника, его восприятие и взгляд на рост и развитие города. "Ich" – так называлась автобиография Адольфа фон Менцеля, которую он начал писать в возрасте 60 лет. На выставке кроме живописных работ, литографий, набросков и эскизов, будут представлены личные вещи художника – этюдники, палитры, мебель из его дома, личные письма и многое другое. Подробная информация насайте музея

Дарья Хрущёва

08.12.2015   
http://www.germania-online.diplo.de/




Метки: