?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда мы поселились в Берлине, то  выяснилось, что город полон музеев, выставок, уличных скульптур (инсталляций) , ставящих нас, воспитанных  на классическом искусстве, в тупик. Постоянно хотелось крикнуть:"Король голый!!!". С этого  начались поиски объяснений абстрактной  скульптуры в Берлине, где я пытался найти какие-нибудь простые ответы на увиденные "непонятки".
К чему это я? В газете "Русский Берлин"(Русская Германия) есть раздел "Смотритель Берлина" и там нам рассказывают где-что и как. В последнем номере есть заметка о выставке в одном из самых известных  зданий, про которую опять хочется крикнуть :"Король голый!!!"

Мимолётное искусство Тино Сегала
Тино Сегал – необычный художник. Он отказывается создавать, как другие, материальные объекты искусства, что, впрочем, не мешает произведениям этого автора продаваться за приличные суммы. В Мартин-Гропиус-Бау открылась выставка его работ.


Мартин-Гропиус-Бау в июльские дни превратился в место проведения перформансов: здесь открылась выставка мастера «живого искусства» Тино Сегала. Одно из интересных представлений – «Поцелуй» (The Kiss): несколько пар двигаются по залу и показывают сцены известных поцелуев. Это довольно старый перформанс живущего в Берлине 39-летнего художника, созданный в 2002 году. С тех пор его можно увидеть на различных мероприятиях и фестивалях. Так, он был на одной из последних Берлинских биеннале.

Концептуалист Тино Сегал переворачивает привычное представление о том, что такое искусство. Все его произведения подчёркнуто нематериальны. В списке работ Сегала нет ни картин, ни скульптур, ни объектов – только идеи. Желая подчеркнуть мимолётность своего искусства, он даже отказывается называть его перформансом, для него это «искусственные ситуации». «Инструмент» Сегала – человеческий голос, движения тела, социальное взаимодействие. По его сценариям актёры путём разговора, пения или танца вступают в своеобразный диалог с посетителями выставок, подталкивая их к тому, чтобы самим стать частью произведения искусства.

В Мартин-Гропиус-Бау можно стать свидетелем и участником пяти «ситуаций» Сегала. Вы заходите в помещение, темнота такая, что продвигаться приходится на ощупь; прямо над ухом слышны какие-то звуки, вроде битбокса. Мелодия, очевидно, создаётся людьми, но непонятно, то ли это живой звук, то ли запись. Лишь спустя время, когда глаза привыкают к тьме, видны человеческие силуэты. Немного жутко и явно необычно.

Искусство Сегала хоть и не материально в обычном смысле этого слова, тем не менее постоянно продаётся и перепродаётся. Так, например, уже упомянутый «Поцелуй» принадлежит Нью-Йоркскому музею современного искусства. А одна из работ Сегала «хранится» в Фонде прусского культурного наследия. Фонд получил её в долговременное пользование от местного коллекционера Акселя Хауброка (Axel Haubrok). Хауброк уже давно следит за становлением живущего в Берлине художника и приобрёл одну из первых его работ – «Это пропаганда» («This Is Propaganda») 2001 года, заплатив за неё скромные по сегодняшним меркам 15 тыс. евро. Хауброк любит рассказывать о своих впечатлениях от этой сделки: всё происходило без использования каких-либо бумаг и пишущих приборов, договорённость о продаже была исключительно устной и нигде не фиксировалась, кроме как в памяти. Платить пришлось наличными – Сегал принимал только их. При этом он точно определил, где, когда и в каком виде показывать его произведение искусства. Вернее, не следует, а нужно – устный договор обязал покупателя периодически выставлять инсталляцию. Возможно, эти условия и стали одной из причин, по которым Хауброк в 2010 году передал «Это пропаганда» в пользование Фонда прусского наследия. Впрочем, это скорее домыслы, поскольку вместе с ней Берлин получил в пользование ещё 12 работ других художников.

Но всё же Сегала не зря считают эксцентричной личностью. Он требует особого отношения к своим «ситуациям», запрещая их фотографировать или документировать каким бы то ни было способом. Из-за этого организаторам экспозиции даже пришлось отказаться от рекламных плакатов и от обычного для выставок каталога. У этой прихоти художника есть концептуальное обоснование: недоступность для масс в эпоху информационной пресыщенности – один из важных элементов успеха Сегала. Он не хочет, чтобы его произведения можно было увидеть где попало в интернете, с ними нужно встретиться в определённом месте. На этот раз встреча назначена в Мартин-Гропиус-Бау.



Выставка «Tino Sehgal» проходит до 8 августа по адресу: Martin-Gropius-Bau

Niederkirchnerstraße 7 (Kreuzberg).

Пн. – вс.: с 10:00 до 19:00.

Вход 10 (7) евро.
Фаина Артс

№ 29, 2015. Дата публикации: 17.07.2015