?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Потерянные сокровища Макса Либермана
В Вилле Либермана проходит выставка-реконструкция изъятого нацистами художественного собрания Макса Либермана (Max Liebermann).

Берлинец Макс Либерман (1847−1935) считался одним из самых значимых художников конца XIX – начала XX века и был известен у столичной публики как страстный коллекционер графики и живописи. Все стены его дома на Pariser Platz и летней виллы у озера Ванзее были увешаны картинами и рисунками выдающихся европейцев: французских импрессионистов Эдуарда Мане (Édouard Manet), Клода Моне (Claude Monet), Эдгара Дега (Edgar Degas), мастеров золотого века голландского искусства Рембрандта (Rembrandt) и Франса Хальса (Frans Hals), многих берлинских художников XIX века. Среди последних самым любимым у Либермана был лидер романтического историзма Адольф фон Менцель (Adolph von Menzel), а среди европейских художников – мастер политической карикатуры Оноре Домье (Honoré Daumier).

Окружавшие Либермана картины и рисунки не были простыми объектами купли-продажи или своеобразным вкладом на будущее, как это обычно бывает у коллекционеров. Отражая исключительно его личные предпочтения, они имели для художника совсем другую роль – служили источником вдохновения.

Выставка «Потерянные сокровища. Художественное собрание Макса Либермана» реконструирует историю создания и разрушения этой коллекции, а вместе с сей – историю одной из еврейских немецких семей. Многие картины в честь экспозиции впервые вернулись в дом у Ванзее.

Берлинский художник и график многие годы был очень почитаемым в Германии и Европе человеком, президентом берлинской Академии художеств. Имел тесные связи с Альбертом Эйнштейном (Albert Einstein), Генрихом и Томасом Маннами (Heinrich und Thomas Mann), Максом Пехштейном (Max Pechstein), Генрихом Цилле (Heinrich Rudolf Zille) и многими другими выдающимися личностями. Но приход к власти нацистов в 1933 году сломил 85-летнего Либермана, который больше не видел для себя места в родной стране. После публичных акций сожжения книг в мае 1933 года он сложил с себя полномочия почётного президента Академии, объяснив: «В течение моей долгой жизни всеми силами я пытался служить немецкому искусству. По моему убеждению, искусство не имеет ничего общего ни с политикой, ни с происхождением, поэтому я более не могу относиться к Прусской академии художеств, поскольку моя точка зрения больше не имеет значения». Менее чем через два года художника не стало.

Истинного размера собранной Либерманом коллекции не знает никто. По словам директора дома-музея Мартина Фаасса (Martin Faass), сегодня в её официальном списке 254 творения: живопись, рисунки, литографии, скульптуры. В него не включены художественные гобелены, мебель, печатная графика и прочие ценные объекты.

После смерти Либермана собрание перешло по наследству его вдове Марте (Martha). Под постоянным давлением со стороны нацистов она была вынуждена продавать картины. Но это ещё малое зло – невыносимые условия жизни в управляемой фашистами стране привели женщину к суициду. После смерти Марты все ценные вещи из квартиры забрали гестаповцы. Документы лишь отчасти помогают проследить их судьбу, ведь забравшие коллекцию не были знатоками искусства и в описаниях порой писали просто: «Пейзаж, Моне» и ещё менее замысловатое: «Картины в рамах». Поэтому сегодняшние наследники Либермана не прекращают поиски недостающих элементов коллекции. В конце 2013 года искусствоведы, историки и все, кому не безразлично искусство, были взбудоражены новостью о сенсационной находке сотен картин из «нацистского наследства» у мюнхенца Корнелиуса Гурлитта (Cornelius Gurlitt). Есть основания предполагать, что среди этих картин могут быть и те, что когда-то составляли коллекцию Либермана. Потерянные сокровища Либермана ещё могут найтись!



Выставку «Verlorene Schätze. Die Kunstsammlung von Max Liebermann» можно увидеть до 3 марта по адресу: Villa Liebermann. Colomierstraße 3 (Wannsee). Ср. – пн.: с 11:00 до 17:00. Вход 6 (4) евро.
Фаина Артс

№ 8, 2014. Дата публикации: 21.02.2014


Прим. Закрылась выставка , посвящённая разграбленной коллекции Макса Либермана. Ещё  одна попытка приподнять занавес и рассказать правду о времени нацизма в Германии. То, что нацисты считали "дегенеративным "искусством, отнималось у владельцев, главным образом евреев, продавалось, уничтожалось и не хранилось. А то, что нацисты признавали искусством во время войны защищалось от бомбёжек, пряталось в тайники. И эта страница известна только отрывочно. Широко освещалась история спасения Дрезденской галереи . У советского человека сложилось впечатление, что нацисты всё делали для уничтожения произведений искусства. И непонятно тогда, зачем огромное  их число  складировалось в шахтах, бомбоубежищах, ещё в каких-то хранилищах.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
jalla00
16 мар, 2014 05:39 (UTC)
Спасибо!
( 1 комментарий — Оставить комментарий )