?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Перед Домом сквер и под прямым углом стоит здание в классическом стиле  первого музея Берлина работы того самого Карла Шинкеля, называемый Старым музеем (Alte Museum).  За этим зданием  находятся ещё четыре музея Старая национальная галерея, Новый музей, Пергамон-музей (Pergamon-Museum), Музей им. Боде, что привело к названию этой части острова «Остров музеев» (Museuminsel). 
В Берлине много музеев на самые разные вкусы. Большая их часть – это музеи античного искусства. Немцы и британцы довольно много и успешно раскапывали страны Средиземноморья и много чего оттуда вывезли (легально и нелегально).

Самый известный музей, имеющий мировое значение – Пергамон-музей. Три его экспоната уникальны и таковы, что ни в одном музее мира ничего подобного нет.
Первый: Алтарь храма Зевса из города Пергама из Передней Азии (Турция). Привезён и собран полностью и в натуральную величину.
Второй: торговые ворота Форума из города Милет (недалеко от Пергама)- полностью и в натуральную величину.

И третий: Дорога и вход в Храм богини Иштар  (Вавилон ). Полностью и в натуральную величину. Сильное впечатление! Очерк о раскопках и создание экспоната можно прочитать здесь: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=6087&Itemid=0

Сквер перед Домом имеет название Люстгартен ( Lustgarten). В переводе –«Сад желаний». Когда-то, во времена Великого Курфюрста, здесь был то, что позднее у Петра I называлось – Аптекарский сад.  Выращивали полезные в фармацевтике травы, растения. Сад имел правильную французскую планировку. Кстати, здесь же выращивался и картофель, но не для еды, а его цветами придворные дамы украшали свои платья.

Если теперь обратить свой взор на восток, то в отдалении видна одна из самых старых кирх Берлина Девы Марии (Marienkirche) и далее знаменитую Телебашню Восточного Берлина. Телебашня составляет часть архитектурного комплекса Александрплатц (Aleksandrplatz) – гордости столицы ГДР. Телебашня, действительно, изящна и красива и должна была быть, по первоначальному замыслу, выше Останкинской. Но, из Москвы сказали: "Цыц!" и башня оказалась ниже. Башню построили и в какой-то момент солнце осветило шар башни несколько сбоку и ... тут случился конфуз.
На коммунистическом строении отражение Солнца образовало –Крест(!?). Говорят, что народ захохотал и немедленно прозвал Телебашню –«Месть Ватикана». А другое  прозвище было: "Святой Вальтер". Тогда в ГДР правил Вальтер Ульбрихт. Он сильно прогневался и чуть ли не приказал снести башню.


Unter-den-Linden 

Теперь повернёмся на запад и откроется перспектива улицы Унтер-ден-Линден (Unter-den-Linden). Переводится на русский: «Под липами». Улица в ещё Королевском Берлине была парадной магистралью, ведущей на запад к Бранденбургским воротам.
Начинается она мостом через левый рукав  Шпрее. Мост сначала назывался «Собачий», т.к. на нём собирались господа на охоту с собаками и отправлялись за Бранденбургские ворота в лес, который потом получил название Тиргартен (Tiergarten).   Tier- зверь, Garten- сад.
Когда пришла пора, мост превратился в парадный с торжественными решётками и скульптурами из каррерского мрамора. Создал мост архитектор Карл Шинкель. Гости из Петербурга (Ленинграда), как мне кажется, сразу обратят внимание на то, что решётки очень похожи на решётки Аничкова моста на Невском проспекте. Оказывается, когда создавался Аничков мост, для его украшения из Берлина подарили копию  решётки Дворцового моста (Schloßbrücke). На самом деле не копию, а почти копию. И кое-какие детали другие, и сами решётки для Петербурга более мелкие. Но, не будем придираться к мелочам.

Сразу за мостом справа здание Арсенала (Zeughaus). Классическое барокко и украшено всякой военной атрибутикой: шлемы, мечи, копья, стрелы, щиты. Арсенал всё-таки. Самое ценное в художественном и смысловом отношении находится во дворе (теперь перекрытом стеклянной крышей). Там каждая арка окна имеет маску умирающего или страдающего воина. Вот она – правда. Снаружи трубы-фанфары, а истина  скрыта от глаз. Работу эту выполнил Андреас Шлютер. Имя этого человека связано не только с Берлином, но и с Петербургом. Шлютер украшал Летний дворец Петра I, строил Монплезир в Петергофе. Шлютер же спроектировал знаменитую трёхлучевую систему улиц для Петербурга, что расходятся от Адмиралтейства: Невский, Гороховая и Майорова. Нет, он не был  первым, кто придумал такую планировку. Заимствовал он это в Риме, где такое трёхлучие получило название «Гусиная лапа» (Gänsefuß) ещё в XV веке. Т.е. он был один из первых архитекторов в Петербурге. Имя Шлютера связано и с Янтарной комнатой. Именно он был автором идеи, нарисовал первые панели. Дело было так. Первый король Пруссии Фридрих I (тогда ещё курфюрст) увидел шахматы из янтаря. И он захотел, чтобы для дворца Монбижу (теперь не существующего) сделали паркет из пластинок янтаря. Шлютер объяснил, что так не годится – материал очень хрупкий  и предложил создать настенные панели, а затем и нарисовал их. Далее, по мере работы над ними, возникли трения и интриги, в результате чего Шлютер был уволен и оказался на службе у Петра I, где недолго проработал и там же вскоре умер.

Теперь заглянем за  Арсенал и увидим одно из самых совершенных по красоте зданий ультрасовременной архитектуры.  В Арсенале располагается Музей немецкой истории и в процессе реконструкции и расширения музея архитектор  (американец китайского происхождения) Йо Минг Пей создал дополнительный корпус со стеклянно-спиральным павильоном, как венец, вершина и знак.