?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Новый Еврейский музей

Совершенно необычная постройка на Lindenstrasse. Там сохранилось здание бывшего суда, в котором, кстати, когда-то работал сказочник Гофман. В этом особняке в послевоенные годы располагался отдел истории евреев музея города. Вот рядом с ним и построено здание Нового еврейского музея.

Его автор американский архитектор Даниель Либескинд. В отличие от фантазёра Фрэнка Гери, Либескинд-архитектор-философ. Его проекты наполнены ассоциациями, метафорами и основаны на смысловых размышлениях.

Так и этот проект, его планировка появились в результате соединения на плане города точек расположения значимых мест в истории евреев Берлина некими нитями связей. В результате план здания имеет зигзагообразные очертания, как бы, росчерк молнии. Некоторые увидели в этом зигзаге некий символ, названый «разломаная звезда Давида». Если посмотреть на здание сверху, то видна некая прямая линия, пересекаемая ломаной. Либекинд объясняет так.
                                                            
Прямая линия-это история народа.
В теории. На практике история народа, конечно, ломаная. Так вот, в точках пересечения теории с практикой происходят Катастрофы. В истории еврейского народа таких Катастроф было несколько. И Либескинд, уже как архитектор и строитель из точки пересечения вынимает строительный объём и ставит рядом со зданием. Т.о. появляется «Башня Катастрофы». Как это часто бывает, не всё задуманное воплощается. И поэтому рядом стоит только одна Башня. Стены здания, облицованные алюминием(?), с молниеобразными прочерками окон, весь колюче-искаженный.

Корпус притягивает взгляд и вызывает вопросы. Все коридоры здания имеют сходящиеся - расходящиеся стены и потолки. И когда вы некоторое время там походите, то начинаете ощущать проблемы с вестибулярным аппаратом. Там есть лестница, которая подымается и упирается в глухую стену. Там есть зал, на полу которого уложены чугунные отливки с абстрактным профилем человеческих лиц. И если наступить на них, они издают плачущий звук. Когда вы войдёте в «Башню Катастрофы» и за вами закроется толстенная дверь, то там вас охватывает жуткое ощущение безысходности, тупика, безвременья - каменный мешок.

На некоторые отклики, как бы, осуждающие автора за такие возникающие эмоции, Либескинд отвечал, что в музее, где рассказывается о трагедии народа, посетителю и не должно быть удобно и комфортно.

Рассказывать о здании музея можно ещё много. Когда там ещё не было экспозиции, экскурсии по пустому зданию продолжались полтора-два часа.

А во дворе старинного особнячка, который теперь служит, как бы, вестибюлем музея, по проекту того же Либескинда построят стеклянный навес. Этакое подобие тех шалашей (сукка), которые строили себе евреи во время стоянок в долгих сорокалетних странствиях из Египта в Землю Обетованную, т.е. в Израиль.

Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
carmelist
26 дек, 2008 03:04 (UTC)
Лет восемь назад на иерусалимском архитектурном семинаре мы поинтересовались у Даниэля, как он пришел к идее пространственного решения еврейского музея. Он попросил лист бумаги и ножницы, потом бумагу смял в кулаке, в смятом состоянии вырезал из неё прямоугольный (насколько это возможно) сегмент и расправил его. Получилась модель музея. Такая вот "философия".
boris_kokotov
26 дек, 2008 10:14 (UTC)
Новый Еврейский музей Берлина
Что можно сказать на Ваше замечание о "философии" Либескинда? Я, конечно, не архитектор и не спрашивал его персонально, но прочитал его собственное объяснение, где изломанная линия плана здания образовалась после соединения на плане города точек расположения еврейских учреждений того времени. Получилась некая сетка, из которой и родился план здания. Дальше тоже не я придумал, а взял из его же описания.
carmelist
26 дек, 2008 11:59 (UTC)
Re: Новый Еврейский музей Берлина
Да я собственно не об этом. Совершенно не имеет значения, какую сказку придумывает постфактум архитектор о своем произведении. Главное, чтобы у зрителей оно вызывало хоть какую-то и желательно положительную реакцию.
( 3 комментария — Оставить комментарий )